Человек и личность эссе. Эссе. «Личностью не рождаются, личностью становятся. Сочинение «Я – личность Эссе на тему личности

Кокоева Каролина ГМУ1402

Эссе на тему: «Я как личность, я как индивидуальность»

Каждый из нас с момента рождения обладает определенными чертами, отличающими нас от других людей, делающими нас уникальными существами. Мы отличаемся телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Следовательно, индивид – отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

А кто такая личность? Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Что значит быть личностью? Быть личностью - значит сохранять способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять свое неповторимое "я".
Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Ведь действительно, каждый человек индивидуален - он обладает неповторимыми чертами как внешне, так и внутренне. Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты, собственно, довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании. Индивидуальность не зависит от человека, и заботиться о развитии индивидуальности бессмысленно. Когда же мы говорим о Личности, мы также имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в естественном порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, подарившая человечеству нечто новое. Таких людей А. Маслоу назвал самоактуализированными личностями.

Личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все - личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном - в нашей свободной воле. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека.

Что касается меня, личность я разносторонняя, немного творческая и не такая уж яркая. Темперамент нельзя уверенно отнести к одному из четырех классических типов - в нем есть выраженные элементы всех четырех. Наиболее ярко проявляются сангвинические черты, чуть меньше холерические и флегматические. При чем в детстве скорее преобладали флегматические черты, эти изменения я связываю с общей перестройкой личности по мере развития. Говоря об экстраверсии и интроверсии, люблю общество хороших приятных людей, однако работать и размышлять люблю в одиночестве. Предпочитаю сама принимать решения и сама же отвечать за свои действия. Для психологов: гипертимный тип характера. Одна из основных черт характера – настойчивость. Добиваюсь поставленной цели преодолевая трудности.

Я надеюсь, что нахожусь на правильном пути в развитии моей личности. Я стараюсь больше внимания уделять тому, что у меня получается, развивать свои способности. Не всегда получается, но я стремлюсь быть терпимее к людям, которые рядом со мной. Мне кажется, золотое правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» работает во всех сферах жизни и помогает не сбиться с правильного пути.
Следовательно, для того, чтобы сформировать свою личность, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, искать то, что приносит радость, быть искренним и уважать других.

Б.Г. Ананьев в своем высказывании поднимает проблему становления человеческой личности. Согласно его мнению, человек становится личностью далеко не сразу после своего биологического рождения. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов, чтобы из индивида сформировался полноценная личность. В этом вопросе я придерживаюсь такой же точки зрения и считаю необходимым полноценно обосновать ее.

Личность – представитель человеческого вида (индивид) с определенным набором индивидуальных качеств, сформировавшейся позицией по отношению к происходящему в различных сферах деятельности, совокупностью принятых ценностей и способный совершать осознанные и обдуманные поступки. На ранних этапах своего развития человек сначала живет полностью неосознанной жизнью, почти не контролирует свое тело. Биологическое взросление сопровождается взрослением социальным, то есть человек под действием воспитания и социализации впитывает в себя установленные модели поведения, общественные знания и умения, общекультурные ценности, различные нормы и так далее. Совокупность всего вышеперечисленного и составляет личность. Человек как личность должен также иметь набор индивидуальных, характерных только для него, качеств, признаков, черт характера. Естественно, переход индивидуума на более высокий социальный уровень, то есть становление личностью, не есть резкий скачок. Это долговременный процесс, скорость протекания которого зависит от многих факторов: окружения, биологических задатков, ситуации в стране, политики государства в отношении детей, пережитых обстоятельств. Именно поэтому индивид становится личностью в разные годы в разных странах. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.

Во-первых, пример того, что начало личности происходит значительно позже начала индивида, можно увидеть в социальном опыте. Так, при общении с человеком достаточно долгое время с момента рождения, можно проследить постепенное становление ребенка личностью.

Во-вторых, в произведении В. Катаева «Сын полка» можно проследить переход от индивидуума к личности за достаточно короткое время. В данном случае это яркий пример влияния окружающей обстановки на скорость протекания процесса становления личностью.

В-третьих, полная дееспособность человека в РФ наступает с 18-ти лет. К этому моменту многие оканчивают полное среднее образование, имеют достаточный социальный опыт, прошли семейное и общественное воспитание. Опыт общества, узаконенный нормами права, еще раз говорит о том, что начало личности наступает намного позже начала индивида.

Таким образом, Б.Г. Ананьев был прав, говоря что биологическое рождение далеко от рождения социального по временным меркам, а на скорость перехода на уровень «Личность» зависит от большого числа факторов.

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д. Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

Кому-то может показаться, что относительная депривация есть не что иное, как фрустрация, но это не совсем так. Разница между ними заключается, во-первых, в том, что при фрустрации...

Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде.

- "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со...

О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую - "я".

Я говорю "две стороны", а не "две обособленные сущности", так как признание тождества нашего "я" и нашей личности...

Делия С. Гусман (ДСГ)*: Профессор, первое, что само собой напрашивается в разговоре о культе личности, – это вопрос, что такое личность. Не могли бы Вы объяснить нам, что понимают под личностью различные психологические школы, связывающие это понятие с характером, темпераментом и пр. Как определяется личность в психологии?

Хорхе А. Ливрага (ХАЛ): Одна из проблем нашей цивилизации состоит в том, что разные аспекты культуры находятся в разных фазах эволюции. Так, например, если механика и химия...

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребенок растет, и все-все ему удается.

Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему...

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С точки зрения физики и, следовательно, технически подкованных граждан, прошлое нереально, так как его уже нет, а будущее нереально, потому что его еще нет. Выходит, что реально только настоящее, краткий, бесконечно малый, неуловимый миг. Из всего бесконечного многообразия бурлящей жизни реальна только одна фотография, где все намертво припаяно друг другу?

И мы живем ради этой фотографии, которая через секунду превратится в прах, в воспоминание, а то и вовсе будет забыта? Нет, что-то тут не...

Уважаемые посетители!
Данная запись была создана более трёх лет назад, поэтому фотографии в записи могут быть недоступны.

На прошлой неделе по педагогике нам было задано написать сочинение на тему “Я как индивид, личность, индивидуальность”. Я негодовал: “Как можно на 5 курсе задавать писать сочинение?!”. Но деваться некуда, неделя почти прошла а эссе все нет. Пришлось писать и по многочисленным просьбам публикую написанное эссе.

Получив задание написать эссе негодованию не было предела – писать сочинения на 5 курсе математического факультета это смешно. Но деваться некуда, поэтому охарактеризовать себя со стороны трех разных терминов все же придется. Как мне кажется, описать себя объективно не в состоянии ни один человек, поэтому любое сочинение получится несколько преукрашенной характеристикой, нежели это есть на самом деле.

У каждого человека, как у индивида есть определённые психофизиологические свойства, которые являются фундаментом для развития более сложных структур, таких как личность и индивидуальность. Что касается меня, на развитие личности во мне имеются определённые предпосылки. В моем роду есть математики, строители, учителя, люди с неплохими менеджерскими данными. Это на базе генетического кода не могло не сказаться на формировании личности. Холерический темперамент, как считают психологи, тоже закладывается от рождения, играет не малую роль в формировании характера, который в свою очередь влияет на все стороны жизни человека.

По мнению психологов, личность имеет комплекс устойчивых компонент: темперамент, характер, способности, мотивация. При этом, учитывая, что темперамент закладывается по больше части от рождения, то остальные три компонента формируются. Мой темперамент со временем становится менее угловатым и более спокойным. В частности сглаживание темперамента происходит из-за развития определённых черт характера, таких как сдержанность, уравновешенность, хладнокровие. При этом темперамент определил и определенные негативные черты, например, вспыльчивость, склонность принимать решения по первому впечатлению и ряд других. Что касается способностей, то, очевидно, раз я обучаюсь и, как я считаю, успешно обучаюсь на математическом факультете, то у меня имеются определённые математические и логические способности. Мне кажется, что они являются генетически предопределёнными, но при этом правильно развитыми в детстве. Знакомые говорят, что у меня есть некоторые ораторские способности. Это в частности видно по тому, что я никогда не откажусь выступить публично или подискутировать почти на любую тему, но со стороны, конечно же, виднее. Безусловно, для формирования определённых черт характера нужна мотивация. Не хотелось бы вдаваться в подробности определения мотивации, единственное, что я хочу сказать – у меня есть определенные жизненные цели, известные лишь узкому кругу людей, которые и определяют мою мотивацию.

Индивидуальность – это иерархическая организация психологических свойств человека, т.е. фактически это единство психологических свойств и личности человека, их гармоничность. При этом в узком смысле слово индивидуальность трактуется как своеобразие вышеуказанных свойств. Поэтому, как мне кажется, у каждого человека все черты характера, психики являются уникальными и неповторимыми и все эти черты гармонично дополняют друг друга. Поэтому уникальность и взаимодоплонение и составляют индивидуальность человека. У каждого она формируется чертами индивида и личности.

В заключении хотелось бы сказать, что разобранные выше три категории являются достаточно сложными и многоликими, поэтому в кратком эссе хорошо их раскрыть невозможно, но я постарался остановиться на самых значимых для меня моментах. И значимость этих моментов лично для меня уже может стать характеристикой моей личности, которая естественно до сих пор развивается и моей индивидуальности.

(С) Анатолий Кораблёв
155 группа, математический факультет.

Вот такое эссе. Сразу предупреждаю – я не люблю и просто не умею писать под заказ. Если есть настроение и желание, тогда слова льются рекой, сейчас этого нет, поэтому сам свое “произведение” оцениваю на слабую тройку.

Личность - центральная категория в психологии. Психолог как инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Раскрытие личностных качеств человека в теории Г. Олпор. Принципы гуманистической психологии. Отражение понятия личности у К. Левина.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Что такое личность?

Введение

" Личность - реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных " . (Гордон Уиллард Олпорт )

Не смотря на то, что понятие личность является центральной категорией в психологии. Единого понятия этого определения нет. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности с его качествами, социально приобретёнными. Многие определения личности подчеркивают, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В современной психологии сложно дать конкретное определение понятию "ЛИЧНОСТЬ", т.к. нет единого представления данного понятия, а, значит, нет такой общей психологической теории, которая была бы общепризнанной среди всех психологов.

Свое эссе я построю на рассмотрении вопросов, связанных с теориями психологии личности:

1. Какой психолог является инициатором разработки системного подхода к изучению личности?

2. Какие личностные качества человека раскрывает в своей теории Г. Олпор?

3. Какой американский учёный, психолог, заложил основные принципы гуманистической психологии?

4. Как К. Левин отражает в своих работах понятие ЛИЧНОСТИ?

5. Что объединяет 1 и 2 тезисы о личности В. Франкла?

Мне бы хотелось рассмотреть понятие "личности" в строгом психологическом смысле слова.

личность левин психология качество

Большинство представителей зарубежной психологии Г. Олпорт, К. Левин, А. Маслоу, В. Франкл определяли понятие личности, исходя из собственных теорий и представлений.

Что такое личность?

Американский психолог Гордон Олпор является инициатором разработки системного подхода к изучению личности. Структура личности по теории Гордона Олпорта представляет собой системную разработку идей, включающих в себя часть разработок различных психологический направлений, предлагающих персонологический подход к изучению личности. Данное направление так же называют теорией черт. Такое название зародилось от предположения, что люди обладают предрасположенностями к реагированию определенным образом на происходящее.

По моему мнению, работа Олпорта ориентирована скорее на решение практических проблем, а не на достижение высокого результата в теоретическом или методологическом единстве.

Понятие личности он определяет как динамическую организацию психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление. В своих трудах он описывает восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. А именно:

1. Опыт (чтобы хорошо разбираться в людях, необходима зрелость)

2. Сходство (человек, который пытается судить о людях, должен быть похож на того человека, которого он хочет понять)

3. Интеллект (высокий интеллект характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей)

4. Глубокое понимание себя (правильное понимание самих себя удерживает нас от поверхностных и простых суждений о людях)

5. Сложность (как правило люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих)

6. Отстраненность (те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны)

7. Эстетические склонности

8. Социальный интеллект

Говоря о теории Г. Олпорта можно говорить о том, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристиках индивида, и в дальнейшем формируются под воздействием социума и собственных рефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.

С точки зрения персонологического подхода, нет одинаковых людей, любой человек ведет себя с завидным постоянством и не так, как другие.

Создатель гештальт-психологии, немецкий психолог Курт Левин отражает в своих работах динамическую теорию личности. По его мнению, человек - это сложное энергетическое поле, динамическая система потребностей и напряжений, которая определяет и направляет восприятие и действия.

Заслуга К. Левина состоит в том, что он стремился подойти к изучению личности как к некоторому целому. Он доказал, что ассоциации как таковые не обладают собственной активностью и не могут служить побудителями человеческого поведения. Плодотворными оказались новые аспекты изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективная и волевая сферы.

Говоря о причинах развития личности, Левин отдает предпочтение аффектам, не учитывает роли сознания. Он не видит общественно-исторической обусловленности развития личности. "Слабость теории К. Левина заключается именно в том, что она исходит из уже сложившегося "психологического мира" личности, ни происхождение, ни закономерности формирования которого неизвестны".

Абрахам Маслоу, американский учёный, психолог, заложил основные принципы гуманистической психологии.

Термин Гуманистическая психология Был придуман группой психологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом.

Изучая теорию австрийского учёного Виктора Франкла, мы можем говорить о личности, как "индивидууме". Франкл является создателем десяти тезисов о личности.

1. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое.

2. Личность не только неделима, но и неслагаема.

3. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое.

4. Личность духовна.

5. Личность экзистенциальна.

6. Личность соотносится с Я, а не с Оно.

7. Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность.

8. Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя.

9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому.

10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.

Теория личности Франкла выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Проблема личности как центральная в современной психологии. Система личностных понятий. Определение типа акцентуации характера гражданина, арестованного по подозрению в изнасиловании.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Личность как предмет гуманистической психологии. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. Психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека. Виктор Франкл о смысле жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Многозначность понимания личности в современной психологии. Личность как "система мотивов", способность к творческим проявлениям и творческим деяниям, с позиций системного подхода. Психологическая реальность человека. Движущие силы развития личности.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Психодинамическое направление в социальной психологии личности. Рассмотрение механизмов психической защиты. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера. Комплексный, системный, субъектный и деятельностный подходы к изучению личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2011

    Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии. Особенности и основные этапы формирования личности – начального этапа становления личностных свойств человека. Личность в процессе деятельности: социализация и самосознание.

    реферат , добавлен 05.10.2011

    "Галилеевский" способ мышления в понимании Курта Левина и его основные работы по социальной психологии. Термины, вводимые ученым при построении теории психологического поля. Значение данной теории для становления современной психологии личности.