Раввин михаил финкель. Раввин Михаил Финкель: евреям надо покаяться. «Сравнивает уход с приходом»

Виктор Моисеевич Финкель (1930, Харьков) — известный в России учёный, профессор, специалист по физике твёрдого тела.

В годы Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в г. Кемерово.

Окончив с отличием инженерно-физический факультет Харьковского политехнического института, приезжает по распределению на работу в Кузбасс. Специальность — инженер-металлофизик.

С 1953 по 1956 работа в ЦЗЛ КМК инженером-исследователем. В 1956 защитил кандидатской диссертации. Работа на кафедре физики в СМИ. С 1963 по 1969 заведующий кафедрой физики. В 1966 защитил докторскую диссертацию.

Работал на Ростовском заводе-ВТУЗе при Россельмаше.

В.М. Финкель принимал активное участие в формировании научного мировоззрения молодых металлофизиков. С первого курса привлекал студентов к научной работе. В 1962 — 1963 учебном году В.М. Финкель впервые читал лекции по теории дислокаций, вместе со студентами эти лекции посещали преподаватели кафедры физики и инженеры проблемной лаборатории.

На кафедре физики исследовали кинетику хрупкого разрушения материалов. Была открыта аспирантура, и первыми аспирантами у В.М. Финкеля стали Л. Зуев и Г. Раздобарин.

Финкель В.М. является специалистом в области физики быстропротекающих процессов. Стоял у истоков создания научной школы «Прочность и пластичность материалов в условиях внешних энергетических воздействий».

В начале 90-х эмигрировал в США, где и проживает в настоящее время.

Книги (1)

Портрет трещины

Разрушение... Мы сталкиваемся с ним ежедневно, ежечасно. Вот слабый стебель травы пророс сквозь асфальт и победно зеленеет. Как это произошло? Вот совершенно неожиданно переломилась мощная металлическая конструкция, которой стоять бы века... Почему? В чем причина катастроф и разрушении, происходящих в мире прочнейших материалов? Как ведет себя микроскопическая трещинка, откуда у нее такая сила и такое коварство? Как человек учится управлять этой страшной силой и обращать ее себе на пользу?

Книга предназначена для широкого круга читателей, для всех, кто хочет постичь одну из великих загадок природы. И прежде всего она адресована молодежи, стоящей перед выбором профессии.

Беседа с раввином и писателем Михаилом Финкелем

Михаил Финкель родился в 1978-м году в Москве. Окончил два факультета Рочестерского университета - философский и политологический и Питтсбургский университет, где получил степень доктора права. Прошел обучение в Морристаунском раввинистическом колледже и в раввинистической семинарии, где получил диплом ортодоксального раввина. Автор ряда публикаций в СМИ Израиля, США и России. С 2009 года постоянный гость 9 канала израильского телевидения, где выступает по общественно-политическим и религиозным вопросам. Ведущий радиостанции «Голос Израиля».

Марина СТРУКОВА. Здравствуйте, Михаил. В газете «Завтра» не так давно была опубликована беседа Александра Проханова с Вами, до этого два Ваших письма, основная мысль которых: еврейскому и русскому народу нужно забыть о взаимных обидах и претензиях, начать всё с чистого листа. Но Вы кажетесь мне идеалистом. В России до сих пор очень сильно предубеждение против еврейства, в том числе из-за роли евреев в перестроечном процессе, из-за их сегодняшней активности в либеральном лагере. И если, предположим, один патриотический идеолог Вас понял, то кроме него есть огромное количество литераторов и публицистов, которые стоят стеной на пути Вашего стремления примирить народы. У Вас есть идеи, как работать с этими людьми, чтобы превратить их в союзников?

Михаил ФИНКЕЛЬ. Страх - это постоянный спутник невежества. А невежество прогоняют не палкой, а зажигая свечу. Легче всего сомневаться, подозревать, не верить. Сложнее всего сделать тяжелый шаг навстречу друг другу и протянуть руку. Я готов провести пресс-конференцию и ответить на все вопросы сомневающихся, готов к откровенному диалогу.

Я вырос, как и многие евреи, с глубокой и во многом оправданной неприязнью к украинцам, полякам, немцам и арабам... Но я стал взрослеть, и понял, что никогда нельзя становиться Шариковым, и ненавидеть весь народ. Потом уже, годы спустя, когда я учился в университете в Америке, я брал интервью у бывших узников немецких концлагерей и узнал о том, что были солдаты Вермахта, спасавшие евреев. Мне рассказали об одном эсэсовце в Освенциме, который каждое утро тайно давал одному заключенному бутерброд. И этот бутерброд его спас. Я понял, что даже в страшной теме Холокоста не все черное и белое. Я узнал, что среди украинцев были не только Хмельницкие, Петлюры, Бендеры и западенские служащие дивизии СС Галичина. Делая исследование в израильском музее Холокоста Яд Вашем, я натолкнулся на тысячи дел праведников народов мира, среди которых было много украинцев, поляков, белорусов и русских.

Я живу в Израиле. Там мои дети и моя жена. Самые дорогие люди в моей жизни. И когда там происходят теракты, или из сектора Газы на нас летят тысячи ракет, то, конечно, это не может добавлять любви к арабам. Их там не любят, как у нас не любили немцев во время войны. Невозможно во время войны любить врага. Но я старался и стараюсь, не смотря ни на что, не делить арабов на тех, кто готов к диалогу, взаимному уважению и стремится к истинному миру, и тех, кто хочет войны. Я смог сделать так, чтобы мой разум победил мои эмоции. Значит, это возможно. Значит, это смогут сделать и те, кто еще сомневается в моих словах.

М.С. Откуда у Вас такая любовь к России?

М.Ф. Россия - это моя Родина. Я москвич. Я горжусь, в классическом смысле Гиляровского, своим любимым и красивейшим городом. Мое детство прошло в Подмосковье, в его лесах, березовых рощах, и на берегах его прудов. Мы все тогда были советским народом. Россия это наша мама. А мать не выбирают. В Библии есть такая мудрая история. Бог посылает Моисея вывести евреев из Египта. Фараон протестует, и Бог приказывает Моисею навести первую казнь на страну. Река Нил должна превратиться в кровь и Моисей должен ударить по ней своим посохом. Но он не делает этого. Ведь когда-то, очень давно именно Нил спас маленького Моисея, когда он плыл в люльке на его ласковых волнах... И пророк не может ударить по Нилу. Какой бы Родина не была, ее нельзя ненавидеть. Ее нельзя предавать. По ней нельзя бить... Это вечный библейский урок.

М.С. Политика России на Ближнем Востоке ориентирована на арабские страны, зачастую враждебные Израилю. Сейчас всё строится на экономической выгоде, может ли Израиль предложить России то, что заставит её изменить приоритеты в его пользу?

М.Ф. Действительно сегодня Россия ориентируется на арабские страны, а не на Израиль. Это и не удивительно. Израиль - это маленький, давно поделенный рынок, где сегодня нет места для российских товаров и российского вооружения. Он никоим образом не может заменить собой арабские страны, при всем желании. Оборот российского бизнеса в арабских странах в разы больше, чем потенциальный оборот в Израиле. Даже, если еврейское государство и предложило бы России электронную модернизацию вооружения, сооружение совместных проекты беспилотных самолетов и танков, апгрейдинг медицинских центров и больниц и обмена опытом в сфере сельского хозяйства, не думаю, что это все же перевесило бы весь рынок арабских стран. Однако уверен, будет большой ошибкой считать, что только Израиль может что-либо дать России. Россия может очень многое дать Израилю и многому его научить. В частности, российские специалисты могли бы вести разведывательную работу нефтяных и газовых месторождений, а также заниматься добычей и транспортировкой. Россия может быть лидером строительства метрополитена, тоннелей, и даже новых городов Израиля. И все же не думаю, что нужно связывать одно с другим. Россия должна делать то, что ей выгодно, и в этом нет ничего плохого, ведь Израиль тоже является крупнейшим мировым экспортером оружия, и далеко не всегда продает его друзьям России. А взаимовыгодная работа России с Израилем и так уже идет полным ходом, и эти связи будут только крепнуть. В сближении стран не может быть революционного подхода, а только спокойный эволюционный подход. Все меняется, и меняется в лучшую сторону. Я в этом плане оптимист.

М.С. Не секрет, что негативное отношение части русских к еврейству - следствие ряда высказываний в еврейской религиозной литературе, например, «Шулхан Арух», где чувствуется пренебрежение в адрес неевреев. Некоторые раввины говорят, что необходимо пояснять: это устарело. Но ведь «Шулхан Арух» не Тора, откуда нельзя изъять ни слова, а плод субъективных размышлений средневекового мудреца. Если это уже неактуально, может быть, проще отредактировать книгу, чтобы лишить оппонентов аргументации?

М.Ф. Вы задаете очень мудрый вопрос, Марина. Конечно, у любой ненависти есть какие-то причины, и эти причины надо стараться убирать. В каждой религии есть книги, в которых высказаны нетерпимые выражения к иноверцам. Иудаизм не исключение. И дело не только в написанном в 16 веке кодексе иудейских религиозных законов «Шулхан Арух», составленном раввином Иосифом Каро. Проблема начинается раньше. К пятому веку н.э. в Вавилоне был записан огромный многотомный комментарий еврейских мудрецов к Библии, получивший название Талмуд. В нем и появляются первые негативные оценки соседних народов. В Талмуде довольно часто употребляется аббревиатура древнееврейских слов "поклоняющийся и служащий звездам и созвездиям". Акум - это только и исключительно язычник. Термин «акум» не относится ни к христианам, ни к мусульманам, которые считаются монотеистами, и согласно вере иудеев, унаследуют рай и царство небесное, если большинство их земных поступков будут хорошими. Об этом четко говорят величайшие раввины и законодатели. Великие мудрецы Средневековья, европейская школа комментаторов Талмуда Тосафот пишут: "Мы уверены, что христиане не поклоняются идолам". Великий средневековый мудрец и комментатор Талмуда раби Менахем Меири поясняет: "В наше время уже никто не практикует по отношению к христианам всех ограничений и отдалений, установленных во времена Талмуда по отношению к язычникам, т.к. они таковыми не являются». О том, что упоминаемые в Талмуде дикие язычники древности, приносившие человеческие жертвы, не имеют ровно никакого отношения к христианам, пишет великий немецкий раввин Меир, известный как Махарам из Ротенбурга. Почитаемый всеми иудеями французский раввин Моисей сын Якова, известный как Смаг, пишет: "Мы уже много раз писали о том, что народ Израиля не имеет права обманывать ни христиан, ни мусульман. Бог рассеял нас среди этих народов, и мы обязаны не лгать и не обманывать их. И в этом нет различий между иудеем и не иудеем". И еще о значении слова «акум». Если иудей становится язычником, он приравнен к акуму. В Талмуде есть много мест, где прославляются праведные порядочные неевреи, верящие в Бога. Так, к примеру, о них сказано: "Нееврей, который соблюдает законы Ноя, достоин того же уважения, что и первосвященник иерусалимского Храма". Каждый нееврей, соблюдающий основные общечеловеческие библейские заповеди, является праведником и войдет в царствие небесное. Об этом пишет Маймонид в своей книге "Мишне Тора". Все люди созданы "по образу и подобию" Бога, и омерзительна любая расовая или религиозная неприязнь. Об этом много написано, и мне, как и Вам, Марина, непонятно, почему главные раввины заняты какими-то другими делами и не уделяют должного внимания этой проблеме - не пишут объяснения на «Шулхан Арух», которые бы четко и ясно объяснили всем и каждому, что все высказывания этой книги направлены лишь на язычников-политеистов древности.

М.С. Я общаюсь с сионистами из движения «Дом Давида». Их идеология сейчас развивается в таком направлении: израильскому народу нужно отринуть мироощущение вечной жертвы антисемитов и возродить героический дух иудейской древности. Думаю, это изменит саму психологию евреев, которые создают пока целые форумы, где собирают неприятные для себя факты и высказывания, активно их обсуждают и живут, по сути, в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Что Вы об этом думаете?

М.Ф. Я не сионист и никогда им не был. Считаю, что евреи могут жить, где угодно. Не обязательно в Израиле. Я люблю Израиль, люблю нашу армию, наш народ, но далеко не всегда разделяю политику лидеров сионизма. Я верю, что в конце времен, когда придет Мессия, исполнятся библейские пророчества и Бог соберет нас на нашей исторической Родине. Но это будет чудесным путем, как об этом пишет пророк Исайя. Мне кажется, что правда в мудром совмещении патриотического образования с глубоким изучением прошлого. Думаю, что не разумно быть вечно обиженным на всех, и мы не всегда были правы. Надо идти вперед. И молодые поколения станут другими. Сегодня израильтяне это совсем не те евреи диаспоры, которых привыкли видеть в России. Это сильные, свободные, далеко не богатые люди-воины, люди-пахари, люди-рабочие. Помните анекдот из двух слов - еврей-дворник? В Израиле это не анекдот. Там евреи - таксисты, дворники, рабочие, монтеры, механики, десантники, моряки, парашютисты и летчики... Они уже не боятся никого, и при этом знают свою историю. Мне кажется, это правильный путь. Нельзя вечно плакать. Об этом сказал великий царь Давид в Псалмах: "Вечером водворяется плач, а наутро радость".

М.С. Сейчас существует мнение, что Израиль должен быть примером для России как состоявшееся национальное государство, где титульная нация занимает достойное место. Или так видится только со стороны?

М.Ф. Мне кажется, что это неверный и поверхностный взгляд. Арабы, граждане Израиля, живут намного лучше, чем многие арабы из соседних арабских стран. Они освобождены от службы в армии. Они имеют все блага граждан: бесплатную медицину, равноправие в судах, полную религиозную свободу, право на исламское образование на арабском языке. Права мусульманских женщин ни в чем не ущемлены.

Каждое утро, около пяти утра, меня, как и сотни тысяч других людей, будит пронзительный призыв муэдзина к молитве. Динамики, расположенные в каждой мечети, безусловно, являются неудобством для многих граждан-немусульман, но израильская демократия запрещает их убирать. Израильская судебная система пронизана левыми либералами, чуждыми духа национального патриотизма, и большинство вердиктов израильских судов в исках между арабами и евреями вынесены в пользу арабов. Тысячи и тысячи евреев были выброшены из эвакуированных поселений Синая, Хеврона, Гуш Катифа, Иудеи и Самарии. Но формула "мир в обмен на территории" не работает. Она лишь показывает слабость и бессилие. В то же время среди евреев есть люди, шпионящие против наших офицеров и солдат, стучащие зарубежным организациям на собственное государство. Ситуация очень похожа на Россию, где к сожалению, многие так называемые оппозиционеры и правозащитники на самом деле враждебны интересам большинства.

М.С. В чём Вы как раввин видите основную задачу еврейского народа? В Торе сказано: «будете для меня царством священников и народом святым», что как будто подразумевает проповедь, но она в иудаизме запрещена. Я слышала такое мнение, что иудеи просто должны жить так, чтобы стать идеалом для всего человечества, которое станет следовать их примеру. В этом и будет заключаться мессианская роль.

М.Ф. Марина, то, что проповедь иудаизма среди других народов якобы запрещена, это распространённое заблуждение. Такая практика действительно сложилась в среде ортодоксального иудаизма под влиянием гонений и страха быть обличёнными в миссионерской деятельности со стороны властей, несмотря на то, что она противоречит процедуре мгновенного принятия иудаизма в древности. Существовали целые государства этнических неевреев, принявших иудаизм благодаря активной миссионерской деятельности раввинов и еврейских купцов. Однако многочисленные запреты положили конец этой практике. Евреи перестали проповедовать иноверцам, а спустя века и сами поверили, что эта практика запрещена с религиозной точки зрения.

Многие евреи, к величайшему сожалению, отвергнув Бога, избрали золотого тельца. Переориентировались в финансисты и революционеры, забыв о своем прямом назначении быть народом-священником. Не обязательно проповедовать иудаизм среди других народов, но можно и нужно проповедовать основные надрелигиозные ценности Библии: добро, милосердие, толерантность, братскую любовь друг к другу. Это основное послание Библии. Оно выше этикеток иудаизма, христианства или ислама. Это вечное, общечеловеческое, вселенское послание, которое всегда и везде будет актуальным. Вот его надо пропагандировать. А занимаются многие из нашего народа совсем не тем. Либо раскачивают лодку, призывая к очередной революции, либо усиливают негативное отношению к своему народу, делая колоссальные состояния в странах рассеянья, но не особо при этом помогая народу, среди которого живут. Мы обязаны быть лояльными власти, мы обязаны предоставить народу страны, где находимся, сакральное право самому решать, как жить.

М.С. Михаил, я на днях говорила с известным критиком Владимиром Бондаренко. Он сказал примерно так: «Талантливый еврейский писатель может состояться, только если уйдёт в культуру другого народа, русского, немецкого, английского, будет подпитываться их энергией, поскольку само еврейство не даст ему возможности реализоваться - это ветхая одряхлевшая нация. Недаром её писатели боялись остаться местечковыми, неинтересными миру, и спешили порвать с еврейством. Например, Бродский, когда узнал, что будет выступать в зале синагоги, отказался от выступления, хотя пришлось заплатить неустойку. Боялся выглядеть местечковым!».

Я ответила: «Не согласна. По-моему, местечковой еврейскую литературу делает как раз стремление примазаться к чужой культуре, авторы писали на христианские сюжеты, но при этом оставались чужими. И произведения их не отражали русский, например, менталитет. Но и еврейского не отражали. И главной ошибкой таких авторов был именно уход от иудаизма - религии мощной, позитивной по своему настрою, где есть и высокая цель, и самоуважение, и величественная философия. Вот где нужно писателю искать идеи, вдохновение, а не на задворках чужой истории. Но теперь, когда евреи обрели свою страну, возвращаются к иудаизму, у них сформируется действительно национальная литература.

- А теперь они тяготеют к англоязычной литературе! - Парировал критик.

- Правильно говорили мудрецы: «Мало вывести евреев из галута, надо галут вывести из евреев»...

Как Вы считаете, нужно ли еврейским писателям стараться выкорчевать из своего творчества влияние чужих культур, религий, или это не важно и есть более серьёзные задачи у израильской литературы?

М.Ф. Позволю себе не согласиться с Владимиром Бондаренко. Ицхак Лейбуш Перец, Маркус Леман, Шолом Алейхем, Хаим Нахман Бялик, Исаак Башевис-Зингер, Шмуэль Агнон и многие-многие другие еврейские писатели и поэты, писавшие и пишущие на идише и иврите, и никогда не касавшиеся нееврейских тем в своём творчестве, создали целый ряд вечных произведений, занявших достойное место в мировой классике. Владимир Григорьевич правильно отозвался о поведении ассимилированных и закомплексованных авторов. Но разве можно их назвать достойными сынами своего народа? Разве сын, стесняющийся своей матери, может называться ее сыном? Сомневаюсь. Я согласен с Вами. У нас огромная, колоссальная история, и нам есть, чем гордиться и что воспевать. Хотя это совсем не означает, что писатель-еврей не имеет права писать на любую тему. Главное не забывать, кто ты сам, и не предавать и не продавать свой народ. Может, мы и ветхая нация, но, судя по числу нобелевских лауреатов, о дряхлости пока что говорить преждевременно. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Библейские пророчества сбываются, и голая и пустынная земля превратилась в цветущий сад, а мы по-прежнему горим, но не сгораем.

М.С. Михаил, когда я прочитала Ваши статьи, то заинтересовалась Вашей биографией, деятельностью. В Интернете увидела отрывок из Вашего романа «Пражский ангел». Затем Вы прислали мне его и ещё одну книгу, о Хазарии.

«Пражский ангел» - яркое, сильное мистическое произведение, отчасти историческое, философское. Расскажите кратко читателям, о чём Ваши книги?

М.Ф. Я написал три книги. Первая это мистический роман "Пражский ангел". Я взял на себя труд собрать воедино из всех доступных мне источников материалы, повествующие о жизни и деяниях знаменитого раввина Махарала, создавшего в 16 веке искусственного человека Голема. Роман построен по классической схеме проникновения человека из современности в Средневековье. Главный герой книги - Михаил попадает в то неспокойное время при помощи душ Пражского раввина и Ильи-пророка. Они проводят гостя из будущего по улицам Праги, рассказывая и показывая ему, как же «все было на самом деле». Далее - захватывающие приключения, опасности, неожиданные спасения; дворец, возникающий на одну ночь ниоткуда и наутро исчезающий в никуда; и главное - загадочный и неуловимый Голем, надежда и спаситель народа Израиля. Голем - воплощенная мечта о непобедимом защитнике слабых, угнетенных, находящихся в опасности, потерявших надежду. Разве это не та же вечная мечта о том, кто спасет даже тогда, когда спасения, казалось бы, нет? Но надо подчеркнуть, что Голем не имеет собственной воли, он всегда и везде выполняет приказы своего хозяина - Махарала, тогда как сам мудрец всегда и везде выполняет волю Творца. Это и оправдывает совершенные Големом казни.

Вторая книга - исторический роман "Сказание о Хазарии". Книга посвящена истории Хазарского царства времен отречения от язычества. Приключения, мистика, любовь и предательство, политические и военные заговоры, вопросы религии, картины быта, мира и войны, обряды и обычаи, Хазарский каганат, Византия, древняя Иудея, Арабский халифат - замечательный коктейль, приготовленный из ярких образов, зарисовок, изложенный доступным языком. Каган-бек Булан вызывает к себе представителей трех религий: иудаизма, христианства и мусульманства, чтобы решить, по какому пути пойдут хазары, отрекшиеся от языческих богов. Вопрос религиозного выбора актуален во все времена и по-прежнему определяет судьбы людей и государств.

Третья книга - мистический роман о царе Соломоне и дьяволе. Там нет ни одной известной широкому кругу читателей истории о легендарном царе. Много философии, анализа важнейших для человека вопросов, религии, мистики и приключений. Главные герои перемещаются во времени и в пространстве, переходя из одного мира в другой.

М.С. Каковы Ваши творческие планы?

М.Ф. Моя сестра, блестящий журналист и редактор, Полина Финкель-Бендетская дала мне идею написать исторический роман о моих дедах - офицерах Великой Отечественной войны. В свое время я взял у дедов детальные интервью об их жизни. А один из них, мамин папа, полковник в отставке оставил книгу воспоминаний. Дай Бог сил и вдохновения. Пишу, ведь не я... Это Бог диктует.


В журнале strukova_mv я оставил комментарий следующего содержания:
Очень содержательная беседа. Однако, на многие вопросы интервьюируемый ответил или уклончиво или вовсе не ответил. Как например:
- М.С. Политика России на Ближнем Востоке ориентирована на арабские страны, зачастую враждебные Израилю. Сейчас всё строится на экономической выгоде, может ли Израиль предложить России то, что заставит её изменить приоритеты в его пользу?
- М.С. Сейчас существует мнение, что Израиль должен быть примером для России как состоявшееся национальное государство, где титульная нация занимает достойное место. Или так видится только со стороны?
А ответ на поставленный Вами вопрос: "М.С. Я общаюсь с сионистами из движения «Дом Давида». Их идеология сейчас развивается в таком направлении: израильскому народу нужно отринуть мироощущение вечной жертвы антисемитов и возродить героический дух иудейской древности. Думаю, это изменит саму психологию евреев, которые создают пока целые форумы, где собирают неприятные для себя факты и высказывания, активно их обсуждают и живут, по сути, в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Что Вы об этом думаете? "
вовсе ошибочен, так как он отрицает основу государства, одним из краеугольных камней которого является теория сионизма. Я уже как-то писал на Вашей страничке, что я человек не верующий в бога, но разделяющий многие этические принципы Торы. И как прагматик я верю только в человеческий разум, а разум подсказывает мне, что для того, чтобы государство крепло и процветало, необходимо оставить мнимую надежду на мессию и заниматься практическими делами, и одним из них является стимулирование алии евреев в Израиль и освоение территорий, оговоренных в декларации, Бальфура, в решениях конференции в Сан-Ремо и Лиги Наций, признавшей эти решения, а за тем и ООН, как ее правопреемнице и подтвержденным в последствии Гаагским Судом.
И последнее. Ваше формулировка о месте титульной нации (титульная нация занимает достойное место) обтекаема. Она создает двусмысленность - что такое достойное? Нужно говорить прямо - титульная нация является государствообразующей составляющей и быть в абсолютном большинстве.

Еврейский философ и политолог равин Михаил Финкель рассказал правду о том, кто распял Христа и почему вина за это преступление веками лежит на евреях.

Михаил Котлярский: «Здравствуйте, с вами программа «Культурный шок» и я, ее ведущий Марк Котлярский. Сегодня у нас в гостях, по уже давней сложившейся традиции равин, историк, журналист, писатель Михаил Финкель. И прежде чем начать беседу с вами, и прежде чем, дорогие пользователи, вы поймете, почему сегодня Михаил с таким большим «талмудом» сегодня пришёл, я хочу вспомнить историю, которая произошла со мной лет десять тому назад. Я был на одной из лекций в Украине, в месте под названием Пуща-Водица, на еврейском семинаре, и читал такую небольшую лекцию о различии между христианством и иудаизмом. И вот, казалось бы, слушатели внимали, задавали много вопросов, я не скажу что это была глубокая лекция, более информационная. А в конце я попросил задавать вопросы. Встал один человек и сказал мне буквально следующее: «Марк, все понятно, все вы очень интересно рассказали, но вы так и не ответили на один вопрос — зачем евреи распяли Христа?». И я не скажу, что это было сказано в шутку, потому что человек задал вопрос достаточно всерьез.

Подписывайтесь:

Несмотря на то, что история достаточно смешная, тема к сожалению, далеко не очень смешная. Это вопрос, который на протяжении тысячелетий, скажем так, тревожит общественное сознание, не дает людям покоя — почему евреи распяли Христа? И я вам, как теологу, задаю этот вопрос — почему евреи распяли Христа? «

Равин Михаил Финкель: «Я отвечать буду не сам, потому что что бы я ни сказал, меня можно оспорить, со мной можно вести дискуссию… а я принес книгу, которую написал один из величайших еврейских раввинов 18-го века Германии, раби Яков Эмден. Он является одним из корифеев иудаизма, с которым просто невозможно спорить, это титан еврейской иудейской мысли и права. И он написал произведение, иудейский ответ христианам, как раз на этот вопрос, который называется «Седер олам раба вэзута» или «Еврейский взгляд на христианство и на личность Йяшуа га-Ноцри, Иисуса из Назарета». Евреи никакого отношения к смерти Иисуса, который был праведным проповедником, как говорит раби Яков Эмден, не имеют. Иисус, безусловно, был посланником Небес, который сказал две фундаментальные вещи: первое — Тора никогда не будет изменена, она вечна…»

    Ситуация в России и мире сейчас такова, что впору вспоминать слова Христа: "оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму." (Мф. 15: 14).

    Эти слова Спаситель сказал евреем в отношении фарисеев. Это их он назвал "слепыми вождями слепых". Говоря другие слова: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8: 12), Христос призывал евреев выйти из под опеки фарисеев и пойти за ним.

    Фарисеи, в свою очередь, говорили евреям про Христа, что он — лжемессия, самозванец, и что надо не слушать его, а убить, причём чем скорее — тем лучше! В итоге дело тем и закончилось — Христа распяли.

    А кто такие фарисеи? - давайте выясним, наконец.

    Открываем энциклопедию и читаем: "Фариеи (ивр. פְּרוּשִׁים‎, перушим, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма".

    Из словарной статьи следует, что фарисеи — это прежде всего философы, основавшие после Исхода из Древнего Египта свою философскую школу, и потом уже — это религиозно-политическое руководство евреев.

    Поскольку их философия лежала и до сих пор лежит в основе современного так называемого ортодоксального иудаизма, то все века она и была определяющей в движении еврейского народа по оси времени.

    Если это так, что тогда удивляться тому факту, что еврейский народ, а вместе с ним и все остальные народы, идущие за евреями, подошли сегодня к самому краю пропасти?!

    Современные фарисеи, не видя выхода из тупика, уже начали внушать евреям мысль, что финалом человеческой истории, скорее всего, станет Третья мировая война, в которой будут применены все виды оружия, включая атомное.

    Пример тому — публикация в Интернете «НАКАНУНЕ ЯДЕРНОЙ ЗИМЫ. ИНТЕРВЬЮ С РАВВИНОМ АВРОМОМ ШМУЛЕВИЧЕМ О МАШИАХЕ, КОНЦЕ СВЕТА И СНЯТИИ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»: http://forumkavkaz.com/index.php/topic,2295.0.html

    Вот уж воистину "слепые вожди слепых"!

    Разумеется, судьба слепых людей может оказаться весьма печальной... И если они уже буквально шкурой своей начали понимать, что действительно подошли к краю ямы или пропасти, то спасти их в этой ситуации может только человек зрячий, который может взять их за руку, отвести от смертельного края и указать верное направление. А ещё лучше, если истинно зрячий станет их новым поводырём. Ведь слепые люди буквально через три шага могут вновь сбиться с верного направления.

    Сегодня у евреев такой зрячий человек, наконец, появился. Его зовут Михаил Финкель. Он доктор юридических наук и вдобавок ортодоксальный раввин.

    Спасение евреев он видит в их покаянии.

    На мой взгляд, ничего нового он евреям не открывает — эту же мысль в своё время внушал им Христос: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32).

    Тот факт, что Михаил Финкель именно в покаянии видит спасительный для евреев выход, говорит лишь о том, что Истина остаётся Истиной даже по прошествии тысячелетий.

    Евреям сегодня есть за что каяться. Их греховный путь весьма длинный. На их совести миллионы загубленных жизней. Михаил Финкель открыто это признаёт и считает, что иного пути выхода из тупика, кроме покаяния, просто не существует. Ещё шаг — и будет катастрофа!

    Вот его обращение к евреям и к русскому народу, перед которым Михаил Финкель искренне кается за свой народ.

    «…Не так долго осталось до еврейского Нового года и Судного дня, когда все истинные иудеи должны покаяться в своих грехах перед Творцом и перед людьми. Это уникальное время возможностей, когда врата раскаяния широко распахнуты и на земле, и на небесах. Я давно думал об истинных причинах столь непростых русско-еврейских отношений, в истории которых переплетены взаимные укоры и упреки, взаимные обиды, войны, слезы, погромы, революции и кровь. В народной памяти ещё пылают как осквернённые безбожниками-комиссарами православные храмы, так и сгоревшие еврейские местечки в черте оседлости.

   Нельзя достичь настоящей дружбы между двумя нашими народами, не пройдя сквозь очищающие воды покаяния за грехи. Мой народ, гонимый и страдавший тысячелетиями, горевший всю свою историю, как неопалимая купина, постоянно требует раскаяния и покаяния от тех народов, которые совершали преступления против него. Мы стоим, как вечный обвинитель и прокурор, изобличая немцев, украинцев, поляков, венгров, англичан, испанцев, португальцев, арабов и многих других за несправедливые изгнания, погромы, террор и дискриминацию. Однако сами мы, к сожалению, очень не любим признавать свои преступления и грехи по отношению к другим народам.

   Я хочу в это особенное время покаяться и попросить прощения за тех представителей моего народа, которые своими преступлениями и мерзостью замарали не только себя, но и свой народ, т.к. каждый еврей воспринимается миром не только как индивидуум, но и как посол и представитель всего своего народа.

   Мне стыдно и больно за евреев-революционеров, внесших свою лепту в развал Российской империи, виновных в многочисленных преступлениях Гражданской войны, уничтожении Православия, духовенства, аристократии и интеллигенции русского народа. Проклятые раввинами того времени безбожники и атеисты Троцкий, Свердлов, Юровский, Каменев, Зиновьев, Ягода... Эти имена — лишь верхушка айсберга. Их страшные и кровавые преступления оставили неизгладимые раны на душе и теле русского народа. Прошёл уже почти век с той поры, но боль всё не стихает.

   Hе потому ли, что ещё никто не попросил прощения за эти грехи?

   Годы летят, и на смену Швондерам разных мастей в кожанках и с маузером, пришли тёмные дельцы и всевозможные агенты, повторяющие ошибки своих прадедов. Они не понимают, что нельзя нести "счастье" русскому народу сквозь смуту и кровь новой революции на чужие деньги.

   Россия стала прибежищем и приютом для стольких народов, включая и еврейский народ, но почему-то многие либеральные журналисты не поймут, что нельзя, будучи гостем, устраивать переворот в прекрасном и гостеприимном доме, давшем тебе хлеб, крышу над головой, все мыслимые и немыслимые блага.

   Мне больно и стыдно за этих людей, как прошлого, так и настоящего. Я прошу прощения у русского народа, за всё, что было и есть. Судьбы наших народов переплетены и соединены воедино. Пришло время перевернуть печальную страницу истории. Сколько евреев учёных, предпринимателей, врачей, инженеров, уехавших за рубеж, мечтают вернуться на родину, и отдать ей свой потенциал, талант и способности. Все они, разъехавшиеся по всему миру, где бы они ни жили, несут в себе частичку России. Несмотря на то, что существенная часть этих людей была несправедливо обижена.

   Впереди у России — огромное будущее, и вскоре, я уверен, великая Российская империя будет воссоздана, она вернёт себе свои исконные, политые кровью земли...

   Над Россией встает солнце, и многие евреи, которые вынуждены были её покинуть, вернутся, и будут вкладывать свою лепту в eё успехи и победы. Иммиграция никогда не может принести счастья — лишь иллюзию стабильности и достатка. Осталось совсем недолго, когда мы станем очевидцами новой страницы братских русско-еврейских отношений.

   Искренне Ваш, Михаил Финкель, ортодоксальный раввин, доктор юридических наук»

* * *

    Я прекрасно понимаю Михаила Финкеля, потому что я сам такой же интуитивист, как и он. Интуитивисты всегда видят на несколько шагов вперёд по сравнению с интеллектуалами. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что такое откровенное признание доктора юридических наук, да ещё и ортодоксального раввина, уже вызвало бурю эмоций у многих евреев, считающих себя большими интеллектуалами и знающих обо многих преступлениях своих соотечественников.

    Мягко говоря, они просто в шоке от поступка Михаила!

    У них пока не укладывается в голове, как вообще можно такое сейчас говорить?! Ведь в ответ на такое покаяние русские мужики могут взять в руки топоры и пойти убивать евреев! - считают они.

    Сам Михаил Финкель рассказал, что на его попытку сгладить непростые русско-еврейские отношения, со стороны евреев реакция была самой разной, вплоть до неприличной: "Не все поняли меня. Но больше всех отличился пресс-секретарь главного раввина России и представитель Федерации еврейских общин России, г-н Борух Горин, посмевший оскорбить меня мерзким нецензурным словом на своей странице в фейсбуке лишь за то, что я предпринимаю попытки откровенного межконфессионального диалога... Похоже, что такие люди как он, ратуют за перманентную вражду, постоянно нагнетая её и увеличивая".

    Лично я считаю, что путь, который предлагает евреям раввин Михаил Финкель, единственно верный. По моему глубокому убеждению, его инициатива найдёт поддержку в сердцах миллионов русских людей. Иного выхода из создавшегося тупика просто нет, и как гласит старинная русская мудрость "повинную голову меч не сечёт". Иначе говоря, всякая вина смягчается признанием. Сейчас некоторые евреи, особенно те из них, кто держит в своих руках вожжи власти, будь-то мировой или местечковой, ведут себя иногда как преступники, которые уверены, что им уже ничего хорошего не светит, что их преступления столь тяжкие, что пощады им не будет.

    Ну а остальные то евреи при чём? - так и хочется воскликнуть!

    И опять на ум опять приходит фраза Христа: "оставьте их: они — слепые вожди слепых..."     Вот она — надежда на неожиданный поворот событий...

Антон Благин

* * *

    Материалы