Особенности исчисления и уплаты налога на транспортные средства юридическими лицами. Транспортный налог для юридических лиц: рассчитываем сумму налога самостоятельно Ошибки в использовании повышающего коэффициента

транспортного налога в отношении дорогих автомобилей

С 1 января 2014 г. п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен положениями, устанавливающими, в частности, следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (абз. 3 указанного пункта).

Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Так, сумма транспортного налога умножается:

На 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно (абз. 4 , 5 и 6 п. 2 ст. 362 НК РФ);

2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 до 10 млн руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет (абз. 7 п. 2 ст. 362 НК РФ);

3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 до 15 млн руб. прошло не более 10 лет. Этот коэффициент используется также в случаях, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад и его средняя стоимость превышает 15 млн руб. (абз. 8 и 9 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Абзацем 10 п. 2 ст. 362 НК РФ установлено, что указанные сроки рассчитываются начиная с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Следует отметить, что в данной норме прямо не предусмотрено, учитывается ли при исчислении срока год выпуска. Как разъяснил Минфин России, при расчете транспортного налога за налоговый период 2014 г. в отношении легкового автомобиля этого года выпуска "возраст" автомобиля составляет не более одного года (Письмо от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303, направленное Письмом ФНС России от 07.07.2014 N БС-4-11/13195@). Следовательно, если стоимость автомобиля составляет от 3 до 5 млн руб., налог за 2014 г. по такому транспортному средству исчисляется с коэффициентом 1,5 (абз. 6 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Согласно абз. 11 п. 2 ст. 362 НК РФ порядок расчета средней стоимости транспортных средств определяет Минпромторг России. Кроме того, названное ведомство обязано ежегодно до 1 марта включительно размещать на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

Организации исчисляют авансовые платежи по транспортному налогу для автомобилей стоимостью от 3 млн руб. без повышающих коэффициентов. Применять эти коэффициенты нужно только при расчете суммы налога за налоговый период. Данное разъяснение Минфина России (Письмо от 11.04.2014 N 03-05-04-01/16508) ФНС России направила нижестоящим налоговым органам Письмом от 22.04.2014 N БС-4-11/7781@ "О транспортном налоге".

Отметим, что теперь в декларации по транспортному налогу нужно указывать сведения о повышающем коэффициенте суммы налога, который применяется в отношении конкретного легкового автомобиля (Приказ ФНС России от 25.04.2014 N ММВ-7-11/254@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@").

Новая форма и порядок заполнения декларации по транспортному налогу применяются начиная с представления декларации за налоговый период 2014 г. Отчетность за указанный период необходимо подать не позднее 2 февраля 2015 г. (п. 7 ст. 6.1 , п. 1 ст. 360 , п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

С 2014 г. транспортный налог, а с этого года и авансовые платежи по нему в отношении дорогостоящих автомобилей уплачиваются с применением повышающего коэффициента Кппп. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ . Сейчас есть два Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., составленных Минпромторгом: Перечень от 28.02.2014 и Перечень от 27.02.2015. Как же их применять?

Последняя позиция Минфина

Согласно последнему разъяснению Минфина каждый Перечень дорогостоящих автомобилей должен применяться в своем налоговом период е:

  • Перечень от 28.02.2014 - для налогового периода 2014 г.;
  • Перечень от 27.02.2015 - для налогового периода 2015 г.

Так же считает и ФНСПисьмо ФНС от 21.05.2015 № БС-4-11/8612@ .

Соответственно, независимо от года выпуска автомобиля вы должны исчислить:

  • налог за 2014 г. - руководствуясь Перечнем от 28.02.2014;
  • авансовые платежи и налог за 2015 г. - руководствуясь Перечнем от 27.02.2015.

Допустим, вы в Перечень заглянули, но своего нового автомобиля в нем не нашли. Просто ваша модель настолько новая, что она в Перечень еще не попала. Значит, и повышающий коэффициент вам применять не надо.

Например, в Перечне от 27.02.2015 нет Volvo XC90, а его обновленная версия, продажа которой уже стартовала, в Перечень 2016 г. наверняка попадет, ведь она стоит больше 3 млн руб. Тогда исчисляйте авансовые платежи и налог за 2015 г. без повышающего коэффициента. Причем Перечень дорогостоящих автомобилей, который Минпромторг обнародует в 2016 г., к налоговому периоду 2015 г. применяться не будет. Значит, даже если ваш автомобиль в Перечне 2016 г. появится, пересчитывать налог за 2015 г. не придется. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Если новый автомобиль, произведенный в 2015 г., попадает в Перечень только 2016 г., то в 2015 г. он будет облагаться без коэффициента, а в 2016 г., если его средняя стоимость до 5 млн руб., - с коэффициенто м 1,3” .

Из-за того что в Перечне от 27.02.2015 учитывается возраст автомобилей, с некоторыми машинами произошла комичная ситуация. Так, например, Mercedes-Benz ML 350 в возрасте от 2 до 3 лет в Перечне есть (в категории от 3 до 5 млн руб.), а этой модели в возрасте не более 2 лет в Перечне нет. Получается, по двухлетней ML 350 налог надо платить с повышающим коэффициентом, а по новой - без.

Правда, в одном из писем Минфин сообщал, что Минпромторгом проводится работа по уточнению Перечне йПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-05-05-04/23464 . Так что, на всякий случай, чтобы не допустить ошибок, перед уплатой авансовых платежей и заполнением декларации за 2015 г. загляните в Перечень от 27.02.2015, вдруг в него внесут изменения.

Проверяем, не было ли ошибок

Немногим ранее Минфин разъяснял, что Перечни должны применяться инач е , :

  • Перечень от 28.02.2014 - при расчете налога за 2014 г., авансовых платежей и налога за 2015 г. в отношении автомобилей, выпущенных до 2014 г.;
  • Перечень от 27.02.2015 - при расчете налога за 2014 г., авансовых платежей и налога за 2015 г. в отношении автомобилей, выпущенных в 2014 г.

В таблице серым цветом выделены различия в позициях Минфина.

Год выпуска автомобиля Более ранняя позиция Минфин аПисьма Минфина от 23.04.2015 № 03-05-05-04/23464 , от 02.04.2015 № 03-05-05-04/18439 Последняя позиция Минфин аПисьмо Минфина от 01.06.2015 № 03-05-04-04/31532
Перечень для расчета налога за 2014 г. Перечень для расчета налога за 2015 г.
2015 - - Перечень от 28.02.2014 Перечень от 27.02.2015
2014 Перечень от 27.02.2015 Перечень от 27.02.2015 Перечень от 28.02.2014 Перечень от 27.02.2015
До 2014 Перечень от 28.02.2014 Перечень от 28.02.2014 Перечень от 28.02.2014 Перечень от 27.02.2015

Как видим, неправильный коэффициент мог быть применен при расчете:

  • налога за 2014 г. по автомобилям 2014 г.;
  • авансового платежа за I квартал 2015 г. по автомобилям, выпущенным до 2014 г.

Обратите внимание, Перечень от 27.02.2015 существенно отличается от предыдущего: в нем уточнены версии моделей и, как мы уже сказали, учитывается еще и возраст машины. И некоторые модели в этих Перечнях относятся к различным категориям. Например, BMW 750Ld xDrive, Maserati Ghibli в Перечне от 28.02.2014 относятся к автомобилям средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., а в Перечне от 27.02.2015 эти машины, с года выпуска которых прошло не более 2 лет, находятся в числе автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. Если руководствоваться новой позицией Минфина, транспортный налог за 2014 г. по этим автомобилям, выпущенным в 2014 г., должен быть рассчитан с применением коэффициента Кп 1,5 вместо 2.

Если это ваш случай, пересчитайте транспортный налог за 2014 г. и представьте уточненную декларацию.

А затем можете смело подавать в инспекцию заявление о зачете или возврате возникшей переплат ыст. 78 , п. 1 ст. 81 НК РФ .

Если вы за 2014 г. платили транспортный налог по дорогостоящему автомобилю 2014 г. выпуска, а в I квартале 2015 г. - авансовый платеж по автомобилю, выпущенному до 2014 г., проверьте, в одной ли категории машина поименована в обоих Перечнях, и при необходимости пересчитайте налог (авансовый платеж).

А может быть, вам настолько повезет, что в Перечне от 28.02.2014, в отличие от Перечня от 27.02.2015, вы своего автомобиля не найдете. Например, именно так обстоят дела с BMW M4. Тогда налог за 2014 г. можно рассчитать без повышающего коэффициента.

Так что, если, следуя разъяснениям Минфина, по такому автомобилю вы уже представляли уточненную декларацию за 2014 г., пересчитав сумму транспортного налога с учетом повышающего коэффициент аПисьмо Минфина от 02.04.2015 № 03-05-05-04/18439 , теперь вам лучше представить еще одну уточненную декларацию. Но, разумеется, уже с пересчитанной в меньшую сторону суммой налога.

Бюджетные учреждения во многих случаях только пользуются транспортными средствами, не считаясь их владельцами, но при этом обязаны платить . Между тем порядок заполнения декларации по транспортному налогу в 2015 году отличается от применявшегося ранее.

Региональные особенности исчисления транспортного налога

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды. При этом такая норма прямо фиксируется в соответствующем региональном законе. В противном случае на территории региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ, и начисляются пени за неуплату налога по итогам отчетного периода.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган подлинник справки об угоне (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475@). При этом транспортный налог не уплачивается:

  • с месяца, следующего за месяцем угона (письмо УФНС России по Москве от 21.02.2011 № 16-15/015742);
  • в период розыска (месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у налогоплательщика).

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ (ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать и особые основания для применения таких льгот.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ. Особенности исчисления транспортного налога изложены в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации по транспортному налогу).

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Типичные ошибки при исчислении транспортного налога

Перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах опубликован на официальном сайте ФНС России. В части исчисления транспортного налога характерными ошибками названы:

  • неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением в отчетности) объектов налогообложения (транспортных средств);
  • занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;
  • неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);
  • нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Как показывает практика проверок, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства:

  • списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе;
  • не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 9 апреля 2010 г. № 03-05-04-04/08 , от 23 июля 2010 г. № 03-05-05-04/16 , транспортным налогом не облагаются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Учет операций по начислению и уплате транспортного налога (в том числе авансовых платежей по налогу) ведется с использованием счета 0 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 Инструкции № 157н). Для обособленного учета транспортного налога учреждение вправе на основании пункта 1 Инструкции № 157н в код синтетического счета 303 05 ввести дополнительный аналитический код. В бухгалтерском учете расчеты по исчислению и уплате транспортного налога оформляются следующими записями:

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Начиная с отчетности за 2014 год форма декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ , действует в редакции приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. № ММВ-7-11/254 . В частности, на титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1 Приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу за 2014 год

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

2014 год ознаменовался рядом существенных изменений многих основных налогов: на имущество, транспорт, НДС и др. В отношении автоналога был введен новый порядок расчета с учетом повышающего коэффициента на дорогие машины, также была видоизменена форма декларации и порядок ее заполнения.Срок уплаты платежа для ФЛ (к коим по имущественным платежам приравниваются ИП) в 2015 году был перенесен с 01 ноября на 01 октября.

 

Транспортный налог в 2015 году исчисляется, декларируется и уплачивается в соответствии с законодательством РФ с учетом, изменений, внесенных в НК РФ в предыдущем году. В частности, в 2014 году был введен повышающий коэффициент на роскошные авто стоимостью от трех млн. руб. В следствие этого была подкорректирована форма декларации и порядок ее заполнения. Также для ФЛ и приравненных к ним ИП срок уплаты платежа за транспортные средства (ТС) был перенесен на один месяц назад. Если ранее «физики» обязаны были внести средства в бюджет за свой транспорт не позднее первого числа ноября месяца, то с 2015 года этот срок установлен до 01 октября.

Плательщиками налога на ТС признаются все лица: юридические, физические, индивидуальные предприниматели любых систем обложения , на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), облагаемые данным платежом.

Так как ИП и ФЛ уплачивают автоналог на основе уведомления, направляемого Инспекцией, то особо заострять внимание на данной категории налогоплательщиков не будем, а обозначим особенности расчета и исчисления транспортного налога (ТН) для юридических лиц.

Данный платеж является региональным, поэтому средства от его уплаты поступают непосредственно в бюджет региона РФ, а правовое регулирование осуществляется законами субъектов с учетом положений Налогового кодекса. То есть основные особенности, такие какпорядок, сроки, льготы по уплате каждый регион определяет для себя сам, но с одним условием - нововведения не должны противоречить НК РФ.

Основным условием для исчисления и уплаты ТН является факт госрегистрации ТС , вне зависимости от режима обложения и фактического использования транспортного средства.

Юрлица на общей системе, «упрощенцы» и «вмененщики» рассчитывают и уплачивают ТН на общих основаниях, даже если автомобиль или иное ТС не эксплуатируется вовсе.

Таким образом, если автомобиль и любой иной объект, признанный подлежащим обложению ТН, не используется в деятельности организации (стоит в гараже, находится на ремонте или консервации, превратился в лом в результате ДТП или списан с бухучета, но не снят с регистрации и т.п) исчислять с него платеж придется в полном объеме. Данная позиция подтверждается многочисленными письмами финансового ведомства.

Также уплата налога не ставится в зависимость от выбранной системы налогообложения. Освобождения от уплаты ТН на УСН и ЕНДВ не предусмотрено.

Еще одной особенностью данного имущественного налога является тот факт, что платеж уплачивается тем лицом, на которое зарегистрировано ТС, вне зависимости от того, является ли оно его собственником.

Так, в отношении договора лизинга часто возникают спорные вопросы о том, кто является плательщиком налога: лизингодатель или лизингополучатель:

По данному вопросу ФНС дает исчерпывающий ответ в своем письме:

С какого имущества необходимо уплачивать автоналог

Кодексом определен исчерпывающий перечень транспортных средств подлежащих налогообложению. В него включаются:

  • Машины на собственном ходу (автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, тракторы и т.д);
  • Механизмы на гусеничном и пневмоходу;
  • Водный и воздушный транспорт

В отношении прицепов и полуприцепов законодатель считает возможным налог не уплачивать.

Не подлежат обложению и следующие транспортные средства:

Льгота, в виде освобождения от уплаты налога по угнанному ТС, применяется только в случае, если факт кражи будет подтвержден официальными документами.

Также стоит отметить, что подтверждать факт кражи придется каждый год, а не единоразово.

Лицо, на которое зарегистрировано угнанное ТС, может снять его с учета, предоставив заявление в органы регистрации . Данная возможность отражена в Правилах регистрации автотранспортных средств.

Если организация приобрела транспортное средство и не поставила его на учет (например, оно используется только на территории организации, или куплено для дальнейшей перепродажи), то налогоплательщик также обязан уплатить налог, несмотря на то, что регистрация ТС не производилась. К такому выводу пришел ВАС РФ в своем постановлении от 07.06.2012 .

Иные льготы по ТН

Отдельные льготы по транспортному платежу могут устанавливаться и законами Субъектов РФ.

Например, Законом г. Москвы освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие услуги пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом, а также ряд физических лиц, являющихся Героями СССР и РФ, ветеранами ВОВ и иных боевых действий, инвалидами и т.д. Полный перечень льготников установлен статьей 4 данного закона .

Ставки по автоналогу

Ставки по ТН установлены соответствующей статьей НК и Законом субъекта. Кодексом указывается, что отраженные в статье 361 размеры ставок могут быть изменены, как в сторону увеличения, так и уменьшения, но не более, чем в 10 раз. Минимизации не подлежат ставки на авто мощностью не более 150 л.с.

В г. Москве минимальная ставка на автомобили до 100 л.с. составляет 12 руб., а максимальная (на авто свыше 250 л.с.) равна 150 руб.

В какой срок нужно подать декларацию и уплатить налог

Налоговым периодом по ТН признается календарный год, а отчетными - I,II,III кварталы.

Стоит отметить, что законом региона отчетные периоды, равно как и обязанность по уплате авансов может быть отменена.

Законом г. Москвы № 33 обязанность по составлению налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам и их уплата не предусмотрена.

Предоставить годовую декларацию и уплатить налог ЮЛ должно в срок не позднее 01 февраля, если иное не установлено законом субъекта.

Например: Московские предприниматели отчитываются по налогу до 5 февраля включительно.

Сумма платежа исчисляется организациями самостоятельно по каждому ТС по месту его нахождения.

Если ЮЛ имеет несколько филиалов и на них зарегистрирован транспорт, то представлять декларацию она должна по каждому такому филиалу.

Исключение делается лишь для крупнейших налогоплательщиков, которые обязаны отчитываться по месту своего учета.

Порядок исчисления суммы платежа и авансов по нему

Сумма налога за 2015 год рассчитывается по формуле:

Сумма налога к уплате по итогам года рассчитывается с учетом авансов, исчисляемых за каждый квартал (если эта обязанность установлена законом региона):

Авансы за каждый квартал подлежат расчету по формуле:

Пример № 1

ООО «ГринГрасс» имеет на балансе легковой автомобиль Kiа Soul, используемый для доставки товара покупателям. Транспорт зарегистрирован в г. Москве, мощность двигателя (МД) равна 124 л.с. Ставка по налогу - 25 руб.

Сумма налога к уплате за 2015 год составит 3 100 руб. (124л.с*25руб.)

Так как Законом Москвы не предусмотрено исчисление и уплата авансов, то указанная сумма будет составлять платеж к внесению в бюджет.

Пример № 2

В собственности ООО «Логистик» находятся 2 легковых автомобиля:

  • В г. Москва - NissanJuke (МД 178 л.с.) Ставка - 50 руб.
  • В г. Мытищи Московской области - Chevrolet Lacetti (мощностью - 95 л.с) Ставка - 10 руб.

Сумма ТН к уплате по NissanJuke составит 8 900 (178*50). Авансы уплате не подлежат.

По Chevrolet Lacetti налог за 2015 год составит 950 руб. (95*10).

Авансы - 713 руб. (95*0,25 (1/4)*10)*3(по числу кварталов).

За вычетом авансов итоговая сумма к внесению в бюджет за 2015 по данному авто - 237 руб.

Если в течение налогового периода ЮЛ владело ТС неполный год, а лишь несколько месяцев, то расчет будет вестись по следующей формуле:

Необходимо отметить, что месяц начала и прекращения права собственности на ТС считается как полный. Т.е. если автомобиль приобретен 30.12.2015, то налог нужно будет уплатить за один месяц 2015 года. Если ТС куплено, например, в сентябре, а продано в октябре, то расчет будет вестись исходя из 2 месяцев.

Пример№ 3

ООО «Снегирь» в г. Москве 31 марта 2015 приобрело и зарегистрировало автомобиль марки SuzukiGrandVitara (мощность - 144 л.с.) и 14 апреля 2015г. его продало.

Обществу необходимо внести в бюджет за 2015 год сумму - 856 руб. (144л.с.*35руб.*(2/12)).

Затраты по ТН можно отнести на расходы по «упрощенке» 15 % .

За роскошное авто придется доплатить

С 01 января 2014 в НК РФ были внесены изменения в части расчета платежа по дорогостоящим машинам. Так, если стоимость авто превышает 3 млн., при определении суммы к уплате за прошедший год владелец обязан применить коэффициент (К1), установленный Налоговым Кодексом. Этот показатель определяется в зависимости от стоимости ТС и года его выпуска. Чем дороже и новее машина-тем он выше. Перечень автомобилей, подпадающих под категорию роскошных, определяет Минпромторг. Данный список размещен на официальном сайте указанного ведомства.

Также подробно об особенностях уплаты ТН на дорогие автомобили рассказывается в нижеследующем видео:

Расчет с применением повышающего коэффициента

Пример № 4

Организация в 2013 году приобрела автомобиль BMW 640i (МД 320). Указанное ТС включено в Перечень и в соответствии с НК РФ повышающий коэффициент (К) равен (срок владения 2 года) 1.1.

Автомобиль поставлен на учет в Москве. Соответственно авансы организация не исчисляет и не платит.

Налог к уплате составит 52 800 руб. (320*150*1.1)

Важным моментом не отраженным прямо в Налоговом кодексе является то, что по авансовым платежам (если их уплата предусмотрена соответствующим законом региона) повышающий коэффициент не применяется. Т.е они рассчитываются так же как и по обычным авто, а К1 учитывается только при исчислении суммы налога за год.

Пример № 5

ООО "Прайм" в 2014 году приобрело и зарегистрировало в Санкт-Петербурге автомобиль Audi Q7 quattro (МД 245 л.с.). Срок владения - 1 год.

Налоговая ставка в соответствии с Законом г. Санкт-Петербурга(ссылка)- 75 руб.

Сумма платежа по итогам 2015 года равна 23 888 руб. (245*75*1,3).

Авансовые платежи за три отчетных квартала - 13 781 руб. (245*75*0,25).

По итогам года ООО «Прайм» необходимо заплатить ТН в размере 10 107 (23 888-13 781).

Учитывая вышеизложенное, обозначим ключевые особенности уплаты налога на ТС:

  • ТН уплачивается всеми ЮЛ вне зависимости от системы налогообложения: освобождение от уплаты данного налога при применении спецрежимов не предусмотрено;
  • Декларацию и расчет авансовых платежей составляют только юрлица, так как ИП в рамках налогового законодательства приравниваются к ФЛ и уплачивают налог по уведомлению, направляемому Инспекцией;
  • Основанием для уплаты платежа является факт госрегистрации транспортного средства, а не фактического владения;
  • Платеж рассчитывается и вносится в бюджет по каждому ТС по месту его регистрации (за исключение крупнейших налогоплательщиков);
  • Законом субъекта РФ определяется ставка, порядок, сроки и льготы по уплате налога.
  • С 2014 владельцы роскошных автомобилей, стоимостью от 3 млн. руб. обязаны рассчитывать платеж с учетом повышенного коэффициента.

С 1 января 2015 года введена обязанность исчислять авансовые платежи для организаций и транспортный налог для организаций и физических лиц в отношении дорогостоящих автомобилей с учетом повышающих коэффициентов (пункт 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ).

Повышающие коэффициенты применяются при определении суммы налога на легковые автомобили средней стоимостью от 3 миллионов рублей, начиная с налогового периода за 2014 год (п. 2 статьи 362 НК РФ):

  • 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещен на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Данный перечень в дальнейшем будет размещаться на сайте ежегодно не позднее 1 марта.

Всего в список вошло 187 наименований легковых автомобилей средней стоимостью более 3 миллионов рублей, в их числе машины марок: Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota и Volkswagen.

Согласно Порядку расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации , утвержденному Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316, вступающему в силу с 20.04.2014, расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода, либо розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.

В случае, если автомобиль конкретной марки не состоит в опубликованном перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, соответственно, транспортный налог с указанного транспортного средства исчисляется и уплачивается без применения повышающего коэффициента.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В едином налоговом уведомлении за 2014 год транспортный налог физического лица в отношении легковых автомобилей средней стоимостью более 3 миллионов рублей будет рассчитан с учетом повышающих коэффициентов и года выпуска.