Сообщение о боге стрибог. Стрибог – дыхание Рода. Атрибуты Бога Стрибога

СТРИБОГ — славянский бог ветра.

ДРУГОЕ ИМЯ. Стрый, Ветровой дед.

СТИХИИ. Стрибог относится к стихии .

Задача Стрыя была — доставить драгоценный груз на Землю, разбудить , со . ну а потом, (может быть?) по возможности, помогать им. А может — просто законсервировать корабль, а может — еще что-то сделать — с кораблем.

ВЕТРЯНАЯ КОМАНДА: У ветра много потомков, внуков и сыновей, например:

К свите Стрибога относятся и такие серьезные боги-ветры, как Немиза и Подаг

В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Есть такое словечко на Кубани: Стрыбать — то есть быстро бегать, прыгать.

По имени Стрибога прозвались стремление, стрела и стремнина: всё могучее, грозное, неукротимое. Стрибожьими внуками рекутся метельные ветры, с корнями вырывающие леса… М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

ЛИТЕРАТУРА. Стрибог тоже смерти твоей жаждал. Они с Похвистом завсегда по разные стороны в деле любом расходятся. А.Прозоров, Воин Мрака (Ведун-18)

А между тем было неясно, близко ли он подошел к Ветровому Деду: пространство между ними не поддавалось измерению, да и рассмотреть Стрибога было нелегко. Стоило сосредоточить на чем-то взгляд, как все расплывалось, глазам рисовалось только огромное белое облако, закрученное вихрем. Оставалось впечатление постоянного движения, клубящегося ледяного урагана, каждый миг готового сорваться с места и лететь, сметая все на своем пути, но какой-то невидимой силой прикованного на месте. Из этого белесого облака глазу лишь мельком удавалось выхватить то очертания лица, то прядь бороды, то блеск ледяной цепи, и то настолько неверно, что Громобой сомневался, а можно ли договориться с этим существом. Е.Дворецкая, Князья леса-4, Весна незнаемая, Перекресток зимы и лета

ВНЕШНИЙ ВИД: Стрибога обычно представляли в образе седовласого старика,

МЕСТО ОБИТАНИЯ: Говорят, обитает он на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

СПОСОБНОСТИ: Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.В.Корольков

ПОКЛОНЕНИЕ: Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с . Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

СИМВОЛ: Его день - суббота.

В ЛИТЕРАТУРЕ. — За что же великий Стрибог обиду на нас держит? Может, обидел ты его действом своим, ведун?

— Разве могли светлые боги обидеться за то, что ты сохранил свою жизнь и добро, Любовод? А.Прозоров, Ведун, Слово воина.

(19)Подборка выполнена специально для сайта

Из всего пантеона славян я выбрал шесть божеств: Сварога, Ладу, Дажбога, Пуруна, Велеса и Стрибога. В период правления Владимира в его капище их было так же шесть: Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

Я так же взял шесть как, хотя по логике вещей необходимо было еще рассмотреть и богиню Макошь. Если руководствоваться днями недели, то получим
Понедельник - Сварог, вторник Лада (где-то Диво?); Среда-Велес(где-то Триглав);
Четверг-Перун; Пятница Макошь (Парасковья Пятница не путать с христианской). Суббота -Купало; Воскресень- Световит(по сути Сварог). Но вместо Макоши я взял Ладу и то как оборотную сторону Сварога.
Девятидневную неделю считают так: Хорс, Арей, Перун,Варуна Индра Стрибог Сварог, Мерцана, Ярило. Но Макошь я рассматривать не стану, не вижу в этом необходимости, как и в том, чтобы рассматривать Хорса и Симаргла -это дублеры.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. Я даже не буду смеяться над этим.

И тем не менее в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:

1) Стрый - отцов брат, дядя по отцу;

2) Стрыти, стрывати - стирать, сокрушать;

3) Стрела - копейцо, пускаемое с лука.

Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: стремительный и быстрый, стрела и стремление, пространство и страх.

Согласно народным верованиям:

1) Ветры - Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;

2) Ураган - воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;

3) Стриж - птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.

Я бы сюда еще добавил слова настоящего времени "стриптиз"
(striptease - от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease -дразнить), "стрижка", "стригун" (лишай), ну или "стрингер"-продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми.

Вот эта игра словами (корневой их частью) натолкнула меня на мысль написать об этом статью, чтобы, наконец, уяснить, что занимаясь такими передергиваниями мы не подтверждаем сути явления, а лишь говорим о богатстве нашего языка, что может служить величиной значимости его для нас и всего рода человеческого, но ни как не подтверждением наших домыслов.

Вернемся к "нашим баранам. Российский лингвист О.Н. Трубачев в свою очередь считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).

Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

И вероятнее всего данная фраза натолкнула на мысль исследователей 19 в. истолковать Стрибог, как «старый бог» — дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый — «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др. — инд. pitşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως — то же, д.-в.-н. fatureo — то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter, «кузен, двоюродный брат». Сюда же относят древнерусское собственное имя Строй (Фасмер; Трубачев, 2006, с. 79-81).

Академик Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (бог-отец)… Род (рождающий) — эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах» (Рыбаков, 1981; также см. Гаврилов, Наговицын, 2002, с. 377-382).

По мнению индоевропеиста Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть dievas заменилась на иранское baga (праслав. bogъ). Индоевропейское pater перешло у славян в "стрый". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов Отмечают, что «в древнерусской традиции Стрибог(ъ) представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции, связанные с некоторыми природными явлениями».

Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он наполнил ветром паруса. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.

Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны.

И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".

Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго - с ветром". В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их. Получается что Стрибог просто расширяет функции Дажбога.

Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под" .

Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия.

Может нам что-то прояснит отражение Стрибога в христианской литературе св. Касьян. В описании этого святого мы видим много мифологизированных образов. О том как скованный и плененный он вырывается на свободу и при этом освобождает 12-ть(?) прикованных посреди океана к скале ветров.

Одна из характерных особенностей народного образа св. Касьяна - губительный взгляд. Ничего нового.
Русские поговорки: "Касьян на скот взглянет, скот валится"; "Касьян на что ни взглянет — все вянет"; "Касьян на народ — народу тяжело"; "Касьян на траву — трава сохнет"; "Касьян на скот — скот дохнет". В некоторых местах ему приписываются тяжелые веки, ресницы достигают колен. Двадцать девятого февраля нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай.

Многие исследователи упоминают о том, что у Стрибога суровый взгляд, что в свою очередь роднит его с Вием - охранником мертвого царства. И тут стоит обратить внимание на то, что индоевропейские представления о Ветре часто помещают его в различные пропасти, ямы и пещеры. Такова, например, греческая Эолова пещера - подземное жилище ветров. Южных славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

По мнению Г.А. Глинки Стрибог «божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие».
Я. Е. Боровский считает «Стрибога божеством ветра, бури, урагана и вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира».

А.А. Ишутин отмечал тот факт, что «Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш. strumen, пол. strumyk ‘ручей’, англ. stream ‘поток’, storm ‘буря’, нем. streben ‘стремиться, добиваться’». «что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в Житомирской области) и речки Strzibog в Польше».

У Стрибога как и у греческого его аналога (Кроноса) много детей. Вспомните как его описывал отзывался А.С.Пушкин «Тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Тут тебе и море, и ветер и старый дядька. К стате "дядькой" в древности на Руси называли того, кто воспитывал юношей, воспитатель. Как правило, это был ведун (знающий законы природы, силы и пр.)

Мнение же других исследователей сводится к тому, что Стрибог исконно славянское божество, которое означает - «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Хотя последующее описание его "подвигов" никак не подтверждает это. Нельзя быть полезным, все разрушая.

Еще в XIX веке, на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)

Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Кроме этого из топонимики известно много названий, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.

Вместе с тем в Польше имеется название населённого пункта близ Скерневиц Strzyboga, что делает сомнительным предполагаемое Фасмером и Трубачёвым заимствование из древнеиранского Srobaza — «возвышенный бог». «Это имя толковалось как исконнослав. — "устроитель добра" — и сближалось со strojiti (см. строить)… Но от striti ожидалось бы striibogb» (Фасмер). Г. Ловмянский (2003), правда, сомневается и в связи Strzyboga с именем божества, указывая на отсутствие притяжательной формы. Однако насколько она обязательна? Как топоним мог меняться во времени? Вот почему такой довод кажется не очень убедительным. Слова в русском языке имеющие корень "стр" настолько многообразны и разноплановы, что притягивать их к Стрибогу это сплошное шулерство.

Праздники - данный раздел я просто передрал из инета, так как не вижу смысла все это писать своими словами

"В Лета Вращении (Кологоде) выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:
1) Стрибожье Зимнее — день Стрибога-Весновея — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
2) Стрибожье Вешнее — день Стрибога-Ветренника — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул — теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
3) Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».
4) Стрибожье Осеннее — день Стрибога-Листобоя — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны".
Подводить итог сути данного божества не составит труда, он выразится всего не более чем в двадцати строчках.

Стрибог это суть расширения функций более древнего божества Дажбога и заключается во владении ветрами и как следствие покровительство морякам. Именно морякам, а не идущим на стругах и ладьях по рекам. В девятидневной недели(которую впрочем нынче в расчет брать вообще не пристало) он соответствует шестому дню, когда в семидневной недели на этом месте находится Купало. И если предположить, что суботу (именно одно "б", так как "шаббат"- это просто чистота) это старославянский день, день всеобщей чистоты (убирают в доме, на дворе и ходят в баню), то Купало тут как-то более к месту. Этот день никакого отношения к прочим не имеет, это день исконо наш.

Вот и все, пожалуй, более сказать про данное божество и нечего. Оттого не вижу ни его самостоятельности ни его особой значимости. Бог скучный и однозначный даже исследователи более спорят о том, что значит само название, чем о его сути. Неоязычники и те не очень утруждают себя в этом.

В книге "Свято - Русские Веды. Книга Коляды и Книга Велеса" А.И. Асова данного божества нет. А в иных - вскользь.

В книге "Родные боги" Велеслава - его нет, в книге Хиневича А.Ю. "Славяно-арийские Веды. Инглизм" о нем 10 строк.

Вот, пожалуй, и все. Да я понимаю, ничего возвышенного, ничего таинственного я не писал. Не старался вызвать восхищение и удивление, тем более национальный трепет в груди. "Прошелся" по нашему пантеону как бесстрастный комментатор. Кто -то цепляясь к этим словам скажет, что если нет в душе отклика не можешь называться русским. Отвечу прямо: русский, но отклика в душе ни одно божество (кроме Велеса) не вызывает. Почему?

А кому понравится картина Веласкеса, замазанная краской, поверх которой нарисован натюрморт господином Хинасовым и иже с ними.

Если задел кого-то за "живое", сделал это не нароком. Это лишь мое мнение.

Будьте здоровы живите богато!

Стрибог – бог ветра, сын . Внешне Стрибог выглядит как высокий худой старец с крыльями. Волосы и борода у него седые, бог имеет черные глаза и очень густые черные брови. Одет Стрибог в длинный темно-серый балахон, а вооружен кнутом.

Стрибог управляет ветрами не в одиночку: в этом ему помогают сыновья и внуки, каждый из которых отвечает за свой ветер.

  • Посвист – старший сын, повелитель бури.
  • Подага – повелитель горячего, пустынного ветра.
  • Погода – повелитель теплого легкого ветерка.
  • Сиверко – повелитель холодного, сурового северного ветра.
  • Полуденик – повелитель легкого теплого дневного ветерка.
  • Полуночник — повелитель легкого прохладного ночного ветерка.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря. В жертву Стрибогу приносили различных домашних животных: баранов, быков, козлов. Всех их убивали непосредственно на капище, так чтобы кровь жертв стекала на алтарный камень, затем туши животных сжигались в костре, разводимом непосредственно перед идолом.

Способности

Стрибог способен вызвать и утихомирить ветер любой силы. У него в подчинении находиться птица Стратим, впрочем, и сам бог способен принимать ее облик. Как и остальные братья-боги Стрибог — сильный маг, но магия его связана с ветром и движением воздуха, что дает божеству способности летать, создавать иллюзии, становиться невидимым и делать невидимыми любые окружающие объекты.

Сфера влияния

Стрибог отвечает за движение воздушных масс в Яви, и потому сфера его влияния распространяется на всю Явь. Почитали бога земледельцы и мореплаватели. Первые просили его о хорошем урожае, что бы Стрибог пригнал к ним тучи и не выветривал поля, а вторые просили божество о попутном ветре в паруса, чтобы быстрее достичь порта и не потеряться в открытом море.

СТРИБОГ – Бог Ветров и Пространства.

У современных исследователей Славянства, Родноверов, Новоиспечённых Волхвов, НьюИнглингов и прочих Скальдовистов в особом почёте Боги – Один, Тор, Перун, Велес, Ярило, Даждьбог и т.д.

А что мы знаем о Стрибоге?

Например у самых Вятших, Знатных и Родовитых Русо-Ариев, Вятичей, одним из самых основных культов было поклонение Богу Ветра – Стрибогу. Считается что от «Огненного дыхания» Сварога родился Властелин Ветров Стрибог. А Великий Сварог – это Бог небесной тверди, Владыка времени и пространства, Создатель и Опора Вселенной, Созидатель Совести (Солнечной Вести внутреннего Духа), Бог Огня и Звёздного Света.

«И поднимает Он меч свой до небес, и рассекает облака, и гром гремит, и течёт вода живая на нас, и мы пьём её, ибо всё то, что от Сварога – то к нам жизнью течёт, и это мы будем пить, ибо это – источник жизни Божьей на Земле». (Книга Велеса).

Так почему же именно Вятшие Мужи Рода Расы Великой так сильно почитали Бога Ветров?

Для того чтобы понять это, давайте рассмотрим древнейший Арийский корень «СТР», который обозначает – Космическое Пространство, Пространство всех «Отражённых Миров», а так же – Простор и Ветер (гуляющий по этому Простору). Все эти понятия в полной мере ассоциируются со словом «СТРИБОГ». Ведь именно у Ветра, во всех Русских сказках, Герои повествования спрашивают о тех или иных событиях, ибо – «Ветер, Ветер – ты Могуч… Ты гоняешь стаи Туч».

От корня «СТР» происходят многие слова Древнерусского языка, что говорит о древности и значимости в Словяно-Ариской мифологии этого Божества. И это именно так, ведь Стрибог следил за Порядком Рода Расы, определяя СТРойность хода жизни на Земле-Матушке. От того и ходили его воины СТРоем. Отсюда слова: Страна, Странник, Структура, Стрела, Страда, Стречи, Струмень, Стрига, Стремя, Стремительный, Струна, Старый (Star – Звезда, Астра). А чего только стоит фраза: «ПроСТРеливая проСТРанство своими СТРелами (Stralа – луч), Солнце СТРУктурирует его…».

В общем, наши Мудрые Предки знали к кому обращаться за помощью если что не так. Вот Вятичи и обращались, если им была нужна та или иная Погода, когда нужно было немного «притормозить время» или наоборот – «ускорить какое-либо событие»…

Не зря Вятших Расенов-Резанцев звали – Волхвами-Кудесниками, а потом и весь Рязанский край – колдовским краем…

Однако вернёмся к Сути определения Стрибога…

СТРИБОГ – это Бог Ветров и Пространства, сын Сварога, брат Даждьбога и Симаргла. В буквальном смысле слово «СТР-И-БОГ» определяет – Хозяина Пространства, в виде Стремительного Ветра.

Стрибогу приносили жертвы и молились не только Вятичи, но и Мореплаватели, просящие у него «Попутного ветра в парус», СТРоители и СТРанники (в смысле – Путешественники). Хотя тут как раз всё и связано именно с «Вятшими Мужами», которые были лучшими Мореплавателями-Путешественниками (Кадаши из Мещеры торгаши) и Строителями (Косопузые Резанцы).

С каждым Божеством у Словяно-Ариев было связано своё представление о Звёздном Небе. Стрибога связывали с созвездием Стрельца, а его земным зооморфным символом был – Козёл. Так Древнегреческий философ Платон и Римский историк Тит Ливий писали, что Фракийцы (юго-восточные Словяне) раз в год, когда Новолуние приходилось как раз на созвездие Стрельца, устраивали празднество, с выводом символического животного, олицетворявшего собой Стрибога. Таким животным был – Козёл. Подобные обрядовые действа были и у Этруссков-Расенов.

В Словяно-Арийской мифологии присутствуют и дети Бога Ветров – Стрибожичи. А в некоторых преданиях так же говориться, что у Стрибога есть сын – Вихрь Стрибоговичь, он и не добрый, и не злой, он просто Есть (Бысть). А вот у Вихра-Ветра есть семь детей, внуков Стрибоговых, о которых говорят – Семь Ветров Вихровичей.

У каждого Ветра свой характер:

«Дядька Стрибог, помоги, позови Ветров Ветровичей, Ветров Вихровичей. Дай мне в помощь внуков Божиих, Ветров Стрибожих:

Ветра Полуночника (1 ветер – северо–восточный), Ветра Восходника (2 ветер – восточный), Ветра Полдничного (3 ветер – южный, третяк, середняк), Ветра Шелонника (4 ветер – юго–западный, четвертак), Ветра Заходника (5 ветер – западный), Ветра Побережника (6 ветер – северо–западный, шостый), Ветра Зимника (7 ветер – северный, сеемый).

Летите Ветры летите, найдите его найдите (имя рёк). Стою на восточной стороне, на каменном столпе.

Соберу 7 Ветров буйных...».

Стрибог является свидетельством глубоких многовековых родственных связей Словяно-Арийских народов, разошедшихся некогда по всему Миру из Родового гнезда Арты.

Согласно Древнерусской Ведической традиции, Солнце рождается в период зимнего Солнцестояния, именно в созвездии Стрельца. У древних Греков мифологический титан Гиперион является отцом Бога Солнца (Аполлона), и в тоже время, он титан зимнего Солнцестояния, то есть – Стрибог. Солнце Стрибог, рождающееся в созвездии Стрельца, представлялось Русичам в виде младенца, сидящего на голове Богини Лады (иногда в виде символического яблока или солнечного диска). У этого младенца было и другое имя – Посвист. Этот Образ нашёл своё отражение в Египетских культах.

Днём Стрибога является – Вторник.

Стрибог упоминается в «Слове о Полку Игореве»:

«О, Русьская земле! Уже зашьла за шеломень ми еси. Се ветьри, Стрибожи вънуци, веють съ моря стрелами на хробьрые Пълкы Игоревы. Земля тутьнеть, рекы мутьно текуть. Пороси поля прикрывають, стязи глаголють. Половци идутъ отъ Дона и отъ моря и отъ вьсехъ сторонъ…».

В Чёрном море, при входе в Днепровский лиман, есть остров Березань, на котором когда-то возвышалась гора Березань, у подножия которой в древности находились храмы Стрибогу и Перуну.

(Ульянов Ю.А. «Культурное Наследие Руси»)

Стрибог - это название в мифологии востояно-славянских племен является именем бога ветров. Этимологический анализ имени приводит к старославянскому корню «стрег». Перевести его можно как «старший». Это значение и было реализовано в «Слове о полку Игореве». В этом произведении многочисленные ветры - участники исторического действия - названы «стрибожьими внуками».

Согласно славянским легендам, Стрибог является сыном главы пантеона - . Появился он из дыхания своего отца. Под властью Стрибога - все существующее на свете ветры. Именно он в гневе вызывает бурю, но ему же под силу и укротить ее. При необходимости он превращается в свою помощницу — птицу славянской мифологии Стратим.

Внешне бог Стрибог выглядел как седовласый старик. По легенде, он обитал на самом краю света, например, в самой глуши леса или на расположенном посреди моря одиноком острове. Иногда он изображался летящим над землей на корабле из воздуха либо на ладье, которая не спеша плывет по Небесным Хлябям. Бог сообщает о своем приближении, трубя в рог, а вооружен он копьем. Существуют и другие этнографические описания, в которых Стрибог предстает в виде Лучника, готового поразить врагов. Его вооружением является лук и стрелы.

Поклонение славян Стрибогу было очень велико. Ведь он повелевает стихиями, может послать на поля облака и влагу, которая дарит жизнь. Чтобы сделать землю плодородной, Стрибог посылает на землю свои стрелы-ветры. Но в его же власти и наслать на поля засуху или ураган, которые могут погубить всходы. Почитание бога было основано и на том, что древние славяне издавна были мореплавателями, поэтому ветер был им нужен, чтобы передвигаться по рекам и морям.

У славян было 4 праздника в году, посвященные поклонению только Стрибогу. В апреле правил Вешний. Его задачей было посылать с ветрами первое тепло на луга. В августе приходил Ветрогон или Летний, приносящий собой первые новости о скорой осени. Сентябрь был ознаменован действием Листобоя или Осеннего Стрибога, с которым приходили первые холода. Наконец, в феврале отмечали день Весновея (Зимнего Стрибога), который приносил долгожданные вести о наступающей весне.

Славянский бог Стрибог имел четырех детей. Это были ветра с разных сторон света. В черной одежде ходил Посвист-Хладовей — северный ветер, который леденил душу и тело. Красный наряд был у Догоды-Тепловея — теплого южного ветра. Западный Сумрачный считался посланцем смерти и носил белоснежную одежду. Наконец, в зеленом платье щеголял предвестник рассвета — Восточный Светокрылый.

Поклонение Стрибогу было столь велико, что его кумир стоял в Киеве среди 7 важнейших . Впрочем, о существовании праздника только в его честь этнографических материалов не сохранилось. Историки считают, что он удостаивался такого же поклонения, как и боги Солнца и Дождя, потому что вкупе с ними влиял на плодородие земель.

Храмы для поклонения Стрибогу обычно строили у устья реки, на островах в море — то есть там, где часто останавливались корабли купцов. Один из известнейших храмов стоял в Березани — это остров в самом устье Днепра. Перед тем как отправиться в открытое море, русы обязательно останавливали свои ладьи и проводили обряд жертвоприношения и дарения даров богу ветра Стрибогу.