Учет затрат по содержанию социальной сферы. Объекты социально-культурной сферы. Взаимоотношения с ФСС

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийская Академия

Курсовая работа

по дисциплине «Управленческий учет»

на тему: «Учет затрат социальной сферы»

Выполнила:

студентка 232 группы

Кирилина Е.А.

Уральск 2012

Введение

1.1 Сущность, экономическая характеристика затрат

1.2 Понятие и состав социальной сферы, классификация затрат по их содержанию

2.2 Синтетический и аналитический учет затрат по содержанию социальной сферы

2.3 Обоснование затрат на развитие социальной сферы предприятия и оценка их эффективности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Любое предприятие представляет собой систему, состоящую из многочисленных внутренних взаимозависимых частей, находящихся в тесном взаимодействии. Согласно многочисленным исследованиям, состав внутренних переменных организации, основанный на декомпозиции системы, может быть связан с различными подходами к выделению её элементов. затраты социальныйэффективность

Одни авторы в качестве составляющих внутренней среды организации выделяют совокупность определённых параметров (цели, структура, задачи, технология, персонал, миссия, бизнес-процессы, власть, культура и др.), которые могут иметь различные комбинации в системе.

Другие исследователи к составляющим внутренней среды предприятия относят факторы,имеющие интегрирующее значение, в их числе: структура предприятия, культура, ресурсы, процессы и результаты.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас выделяются очень большие средства именно на развитие социальной сферы. В Казахстане разработана стратегическая цель развития общества, в которой декларируется реализация основных прав граждан и предоставление социальных гарантий. Здравоохранение и образование при этом - именно те приоритетные сферы, которые позволяют путем повышения качества социальных услуг добиться нового уровня жизни граждан страны. За годы независимости Казахстана реализация стратегического курса социальных программ позволила выработать адекватную государственную политику, отвечающую ожиданиям народа и международным нормам социальной справедливости.

Мы считаем, что организация, будучи целостной производственно-хозяйственной единицей, может быть представлена составляющими её функциональными сферами - экономической и социальной, каждая из которых является совокупностью взаимосвязанных элементов, предназначенных для достижения определенной цели. Количество таких элементов может быть разным и зависит от заложенной декомпозиции составляющих в определённой исследовательской концепции.

В большинстве случаев социально-экономическую систему предприятия рассматривают как постоянно развивающийся комплекс человеческих отношений, связанных с распределением ограниченных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей. В общем случае её можно определить как систему социальных и экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и перераспределения и, в конечном счете, потребления социальных и материальных благ.

Для уточнения смысловых значений основных понятий, используемых в представленной работе, целесообразно проанализировать содержание дефиниций: «социальная сфера» и «социальная среда». Это связано с тем, что в отдельных исследованиях проблем социального управления эти понятия употребляются как синонимы, а в некоторых как неоднозначные категории.

В соответствии с нашим мнением, совокупность социальных процессов, отношений и условий, функционирующих во внутренней среде предприятия, представляет собой внутреннюю социальную сферу фирмы, а влияющие на неё со стороны внешней организационной среды образуют внешнюю социальную сферу предприятия.

Социальные факторы внешней и внутренней социальной сферы организации образуют социальную среду фирмы, которая является частью окружающей среды и представляет собой совокупность социальных условий функционирования предприятия, её сотрудников и внешних субъектов взаимодействия, оказывающих влияние на их поведение.

В научной литературе представлены различные трактовки содержания понятия «социальная среда», связанные с особенностями дисциплинарных направлений.

Согласно концепции Р. Баркера, среда представляет собой ограниченную временем и пространством объективную ситуацию, в которой действует человек или группа со свойственным им определенным набором типов поведения. В таком случае социальная среда как конкретное «место поведения» включает и пространство действия, и его участников, и само содержание действия, и его форму, т. е. это комплекс, задающий своеобразную программу действий включенных в него социальных субъектов.

Тихонина С. А. определяет социальную среду как совокупность объективных и динамичных условий жизнедеятельности социального субъекта, проявляющую себя как ценность или антиценность для реализации его целей.

Управленческий подход к социальной среде организации отличается четкой ориентацией на выявление направлений воздействий среды на деятельность организации и отдельно взятого сотрудника, определение технологических моментов в использовании факторов среды в качестве ресурсов для достижения целей предприятия. Таким образом, анализ категориального аппарата, определяющего содержание социальной сферы предприятия, позволяет использовать в качестве её синонимов такие дефиниции, как: «социальная система», «социальная подсистема», «социальная составляющая» в отношении к предприятию, что и используется в данном исследовании.

Социальная сфера предприятия - это целостная система, основными элементами которой являются персонал, взаимодействия и отношения, формирующиеся в процессе совместной деятельности сотрудников и функционирования организации, а также условия внешней среды, в которых протекают социальные процессы предприятия.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности затрат на социальную сферу, их необходимость, а также рассмотреть совершенствование учета и методики распределения затрат на социальную сферу.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

Обосновать экономическое содержание учета затрат по социальной сфере.

Выявить причины и необходимость затрат на социальную сферу.

Рассмотреть эффективность затрат на социальную сферу.

1. Экономическое содержание учета затрат по социальной сфере

1.1 Сущность и экономическая характеристика затрат

Затраты предприятия - один из ключевых элементов производства, важнейшая категория экономической науки и практики хозяйствования. Весьма значима их роль в бухгалтерском учете.

Затраты нередко выражают такими понятиями, как «издержки», «расходы». Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников. Данные термины редко применяются без предшествующего прилагательного или другого вспомогательного слова, так как без него непонятно, о каком типе затрат или расходов идет речь. Поэтому для создания упорядоченной структуры данных о затратах организации необходимо их классифицировать, т. е. образовать группы затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат (единицы продукции или услуги (калькуляционные единицы), организационные подразделения, конкурентные товары (услуги) и т. д.).Выделяют следующие основные классификации затрат: 1) по экономическому содержанию -- на элементы затрат и статьи калькуляции; 2)по характеру -- на прямые и косвенные; 3) по поведению -- на постоянные и переменные;

4) по отношению к принятию решений -- на релевантные и нерелевантные;

5)по составу -- на нормативные (стандартные) и фактические.

По экономическому содержанию затраты группируются по элементам и статьям калькуляции. Группировка затрат по элементам применяется в бухгалтерском финансовом учете. Выделяют следующие элементы затрат:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды;амортизация;прочие затраты.

А вот, что касается, группировки затрат по статьям, то она применяется для целей управленческого учета. Выделяют следующие статьи затрат:

Сырье и материалы.

Возвратные отходы (вычитаются).

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

Топливо и энергия на технологические цели.

Затраты на оплату труда.

Отчисления на социальные нужды.

Расходы на подготовку и освоение производства.

Общепроизводственные расходы.

Общехозяйственные расходы.

Потери от брака.

Прочие производственные расходы.

Расходы на продажу.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей -- себестоимость проданной продукции. По характеру затраты группируются на прямые и косвенные.

Термины «основные» и «накладные» затраты описывают совокупность соответственно прямых и косвенных затрат. Прямые затраты-- производственные затраты, которые могут быть точно отнесены на определенный продукт или объект затрат.

Прямые затраты подразделяются на затраты:- основные производственные материалы, которые включают все те материалы, которые используются в производстве конкретного продукта и могут быть точно учтены;

Труд основных (производственных) работников включает те расходы на труд, которые могут быть напрямую отнесены на конкретный продукт;

Любые другие расходы, относящиеся непосредствен но к определенному объекту затрат.

Косвенные затраты -- затраты, которые в отличие от прямых не могут быть непосредственно отнесены на изготовляемый продукт. Они распределяются между различными изделиями пропорционально обоснованной базе: заработной плате производственных рабочих, стоимости израсходованных материалов, объему выполненных работ.

Косвенные затраты подразделяются на затраты на:

Вспомогательные производственные материалы, которые нельзя соотнести с конкретными выпускаемыми продуктами;

Труд вспомогательных работников, непосредственно не принимающих участие в выпуске конкретного продукта, но оказывающих помощь в производственном процессе;

Любые другие расходы, не относящиеся непосредственно к определенному объекту затрат.

По поведению затраты классифицируются в соответствии с их реакцией на изменение объема деятельности на переменные и постоянные. Переменные затраты-- затраты, которые изменяются прямо пропорционально масштабам производства. К ним относятся затраты на израсходованные в процессе производства сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические нужды, заработную плату производственных рабочих и пропорциональные суммы отчислений ЕСН. Постоянные затраты-- затраты на производство, не зависящие от изменения объема производства. К ним относятся, как правило, затраты на обслуживание и управление.

Но удельный вес переменных затрат в себестоимости продукции не изменяется в связи с увеличением (уменьшением) объема выпускаемой продукции, а удельный вес постоянных затрат, наоборот, с увеличением объема производства -- снижается, а с уменьшением объема производства -- увеличивается. Кроме переменных и постоянных затрат выделяют полупостоянные, или ступенчатые постоянные, затраты, долгосрочные переменные затраты, полупеременные затраты.Полупостоянные (ступенчатые постоянные) затраты-- в течение рассматриваемого периода времени в рамках какого-то диапазона уровней активности они являются стабильными, но в конце концов, при наступлении какого-то критического уровня деятельности, они увеличиваются или уменьшаются на какую-то величину.

Долгосрочные переменные затраты -- в долгосрочном плане постоянные затраты не остаются постоянными, так как на них оказывают влияние различные факторы: инфляция, пересмотр нормативов, изменение технологии производства и др. Кроме того, постоянные затраты могут изменяться и в краткосрочном плане под влиянием тех же факторов. Полупеременные затраты включают фиксированный элемент (постоянная составляющая) плюс элемент, который обусловлен числом заказов (переменная составляющая). То есть полупеременные затраты являются отчасти фиксированными, отчасти переменными.

По отношению к принятию решений затраты классифицируются на релевантные и нерелевантные. Релевантные затраты и поступления (затраты и поступления будущего периода) -- это те будущие затраты и поступления, которые меняются в результате принятия решения. Нерелевантные затраты и поступления -- затраты и поступления, на которые принимаемое решение влияние не оказывает. Иногда вместо терминов релевантные и нерелевантные затраты используют другие -- устранимые и неустранимые затраты. Под первыми понимают те расходы, которых можно избежать, и которые могут быть сэкономлены, если не принимать какой-то альтернативный вариант. Что касается неустранимых, то они будут понесены в любом случае. Следовательно, для принимаемого решения значимыми являются только устранимые затраты. По отношению к принятию решений можно также выделить следующие затраты: Невозвратные издержки -- расходы, понесенные в результате решений, принятых в прошлом, которые не могут быть изменены никаким последующим решением в будущем. Это затраты на уже приобретенные ресурсы, причем общее количество этих ресурсов не зависит от выбора между различными альтернативными вариантами их дальнейшего использования. Невозвратные издержки являются для принятия рассматриваемого решения незначительными. Альтернативные издержки-- это затраты, измеряющие потерянную или пожертвованную возможность в результате выбора одного из вариантов действий, когда от остальных вариантов приходится отказываться. При принятии решений альтернативные издержки очень важны. Если альтернативного использования ресурсов нет, то альтернативные издержки являются нулевыми, в противном случае, если речь идет о дефицитных ресурсах, альтернативные издержки существуют и должны быть учтены. Инкрементные (приростные или дополнительные) затраты и поступления-- это разница между понесенными расходами и поступлениями для рассматриваемых видов продукции при каждом анализируемом варианте. Инкрементные затраты могут включать или не включать постоянные издержки.

Если постоянные издержки в результате принятия решения меняются, увеличение таких расходов приведет к дополнительным затратам. Если же в результате принятия решения постоянные издержки не меняются, инкрементные затраты по своей составляющей будут нулевыми. Инкрементные затраты и поступления отражают дополнительные расходы (поступления) в результате выпуска нескольких добавочных единиц продукции. Маржинальные затраты и поступления -- дополнительные расходы (поступления) только на дополнительную единицу выпускаемой продукции. По составу затраты классифицируются на нормативные (стандартные) и фактические затраты. Нормативные (стандартные) затраты-- это затраты, которые устанавливаются заранее. Для организации они являются целевыми и соответствуют расходам при эффективном производстве.

Нормативные затраты по своей сути похожи на сметные издержки, однако их отличие в том, что норматив обеспечивает оценку затрат на единицу производства, а смета -- оценку затрат на весь объем деятельности. Фактические затраты -- действительно, произведенные затраты предприятия, оформленные соответствующими документами. В экономической литературе рассматриваются и на практике используются два подхода к выбору состава затрат, учитываемых по местам их возникновения: во-первых, - это комплекс прямых и косвенных затрат, связанных с работой данного подразделения или службы, безотносительно к видам вырабатываемой продукции; и, во-вторых, когда расходы учитывают по видам продукции без их обобщения по местам возникновения. Выбор того или иного варианта диктуется целями управления. В первом случае контролем охватывают все используемые производственные ресурсы на данном месте возникновения расходов, что усиливает степень влияния учета на процесс формирования издержек и действенность внутреннего хозяйственного механизма.

При варианте более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений. Такая система учета называется учетом по центрам ответственности. а каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности.Иначе говоря центр ответственности -- это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности - продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону.

Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности. В центре ответственности действует принцип «затраты > объем переработки сырья > прибыль».По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические. Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные -- обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности. Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется учетом по Центрам ответственности. Организация учета, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности.Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром.

По первому признаку центры ответственности подразделяются на центры затрат, инвестиций, доходов и прибыли. По выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности. Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключаются в следующем:

Определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: он отвечает только за те показатели, которые может контролировать;

Персонализация документов внутренней отчетности;

Участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период.

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется его спецификой, при этом необходимо учитывать следующие требования:

В каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;

Во главе центра ответственности должно быть ответственное лицо -- менеджер;

Необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности;

Степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;

Желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми;

Поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Наиболее практичными считаются следующие центры ответственности: Центр затрат -- это подразделение внутри предприятия, руководитель которого обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты, отвечая лишь за произведенные затраты. Формирование центров затрат осуществляют на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей организации. Предприятия с централизованной организационной структурой управления могут быть представлены несколькими центрами затрат.Центры затрат могут работать в трех направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее получить максимальный результат при заданном уровне вложений затрат; довести до минимума затраты, необходимые для достижения заданного результата; и увеличить результат при снижении затрат.

Руководители центров затрат не могут самостоятельно определять цены и объемы производства. Издержки, учитываемые и планируемые для центров затрат, являются для них прямыми. Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансовых показателей, это может стимулировать менеджеров к уменьшению затрат за счет снижения качества продукции. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность центров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополнительное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями.

Центр доходов -- это центр ответственности, руководитель которого отвечает только за выручку от реализации продукции, услуг и за затраты, связанные с их сбытом. Примерами таких центров являются региональные 1одразделения по реализации, менеджеры которых отвечают за обеспечение объема реализации на определенной территории. В некоторых организациях центры поступлений приобретают готовую продукцию от производственных подразделений и отвечают за ее дистрибьюцию и реализацию. Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.Центры доходов следует отличать от центров прибыли так как центры доходов ответственны только за реализационные расходы, а менеджеры центров прибыли отвечают за производственные и реализационные.

Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например за обеспечение возможности конкурировать лишь на тех рынках, где их фирма занимает лидирующую позицию по продажам.Центр прибыли -- подразделение, руководитель которого ответственен не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Отчет о прибыли и убытках для центра прибыли является основным документом управленческого контроля. Большая часть решений руководителя центра прибыли имеет воздействие на данные этого отчета. Так как деятельность менеджеров центров прибыли измеряется прибылью, у них есть стимул принимать решения по входам и выходам, которые увеличат объявленную прибыль их центров. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о величине издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе.

Центр инвестиций -- подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. Они вправе принимать собственные инвестиционные решения, распределяя выделенные руководством предприятия средства, по отдельным проектам, Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях. Деление предприятия на центры ответственности позволяет:

Использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;- увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;

Децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;

Установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.

1.2 Понятие сферы, ее основные компоненты

Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством.

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети-сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение детей - сирот;

6) государственное обеспечение заключенных;

7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;

9) оказание социальной услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное или льготное обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

* потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

* субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

* соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

2. Учет затрат по социальной сфере на различных предприятиях

2.1 Сводный учет затрат на производство

По завершению месяца бухгалтерия ведет свод затрат на производство. Он необходим для получения итоговых сумм о затратах на производство в разрезе синтетических счетов 8010, 8020, 8030, 8040 РПС МСФО.

В своде отражается сумма отклонений (+,-) фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам материальных запасов ТЗЗ, израсходованных на производство. В бухгалтериях, где хорошо налажен учет затрат на производство и материальных запасов, ТЗЗ или отклонения (+,-) на счета издержек производства (8111, 8210,8310,8410) не относят. Материальные запасы списывают на дебет производственных счетов по твердым учетным ценам. Сумму ТЗЗ или отклонений (+,-) относят в дебет счета 8110 «Основное производство». Следует помнить, что в конечном итоге, практически все затраты, учтенные на счетах 8310, 8410, будут списаны в дебет счета 8010 «Основное производство».

В своде производится определение затрат на производство по фирме в целом (свод приведен ниже). Свод затрат может быть оформлен в виде машинограммы при компьютеризации учета.

Таблица 1. Свод затрат на производство (сокращенный) за февраль 2011 г.

С кредита счетов подразделов

8110 ТЗР или отклон(=,-)

Суммы затрат на производство в целях сопоставления затрат за месяц и с начала года со сметой, которую составляют без учета внутренних затрат и внутризаводских оборотов, в учете необходимо определить сумму затрат на производство за минусом затрат повторного счета.

Группируются затраты, формирующие себестоимость продукции, в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

Затраты на оплату труда;

Амортизация основных средств;

Отчисления на страхование;

Прочие затраты.

В составе элемента «Материальные затраты» учитывается стоимость:

Купленных у поставщиков материалов, которые нужны при производстве продукции, либо как ее основа, или компонент. Для обеспечения нужд технологического процесса, для упаковки продукции, или расходуемых на хозяйственные нужды.

Топлива, запасных частей для ремонта станков и оборудования, расход инструментов, инвентаря, спецодежды на производственных участках.

Полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий, требующих монтажа или дополнительной обработки в данном цехе.

Работ и услуг, выполняемых сторонними фирмами, не относящимися к основному виду деятельности: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов и контролю за соблюдением установленных технологических процессов; услуги стороннего транспорта по доставке запасов до центральных складов.

Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материалов, топлива покупных изделий и полуфабрикатов собственным транспортом, включаются в элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, отчисления на страхование, прочие затраты и др.).

Затрат, непосредственно связанных с использованием природного сырья, платы за древесину, отпускаемую на корню, платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем и другие платежи, возмещающие затраты специализированных организаций на поиск, разведку, охрану, организацию использования и возобновление ресурсов природного сырья.

Транспортно-заготовительные затраты (ТЗЗ). К ним относят железнодорожный тариф: провозная плата со всеми дополнительными сборами, затраты на разгрузку и доставку материалов на склады фирмы, затраты на командировки, связанные с непосредственной заготовкой материалов и доставкой их на склады с мест заготовок (командировочные расходы шоферов и грузчиков при доставке грузов).

Фактические затраты на вспомогательные материалы включаются в себестоимость отдельных видов продукции, товарной продукции и незавершенного производства пропорционально сметным ставкам:

Топлива на технологические цели, как полученного со стороны, так и выработанного самой фирмой для нагрева металла в прокатных, кузнечно-штамповочных, прессовых и других цехах, для проведения установленных технологическим процессом испытаний изделий стендовых, сдаточных и контрольных испытаний дизелей, работы котельной.

Покупной электроэнергии всех видов, расходуемой на технологические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды фирмы. Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самой фирмой, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат.

Потерь от недостачи, порчи материальных ценностей в пределах норм собственной убыли.

В стоимость материальных затрат включаются также расходы предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ценностей, в тех случаях, когда стоимость тары, принятая от поставщика с материалами, включена в его цену.

Из затрат на материальные ценности, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного материала. Не относятся к отходам остатки материальных запасов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства продукции. Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного персонала цеха, фирмы, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате фирмы работников, относящихся к основной деятельности. В состав затрат на оплату труда включаются:

Оплата труда за выполненную работу, начисленная, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на фирме формами и системами оплаты труда.

Выплаты стимулирующего характера: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.

Выплаты компенсирующего характера, связаннее с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, расширение зон обслуживания, работу в многосменном режиме, работу в выходные и праздничные дни, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных цехах, особо вредных условиях труда и других случаях, установленных законодательством.

Стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики в соответствии с законодательством коммунальных услуг, продуктов питания, затрат по оплате предоставляемого работникам фирмы в соответствии с действующим законодательством бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и прочее).

Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством форменной одежды, обмундирования, инструментов, остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

Оплата очередных и дополнительных отпусков в соответствии с действующим законодательством (компенсация за неиспользованный отпуск), а также времени прохождения медицинских осмотров, получения санитарной книжки, связанных с выполнением государственных обязанностей.

Выплаты работникам фирм и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов, установленных законодательством.

Выплаты безводных в высокогорных местностях, экологических коэффициентов и коэффициентов за работу в пустынях, в соответствии с действующим законодательством.

Оплата отпуска перед началом работы молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение.

Оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим.

Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка в случаях, предусмотренных и установленных законодательством.

Разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным из других фирм и организаций с сохранением в течение определенного срока (в соответствии с законодательством) размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.

...

Подобные документы

    Изучение классификации расходов, издержек и затрат производства. Понятие, состав и методы оценки незавершенного производства, его отражение в финансовом и управленческом учете. Учет косвенных затрат и особенности учета затрат вспомогательных производств.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Понятие и сущность учета затрат предприятия. Классификация учета затрат на производство продукции, работ и услуг и принципы его организации. Рассмотрение и изучение расходов по экономическим элементам. Расходы на обслуживание производства и управление.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Характеристика видов производств и их влияние на организацию учета затрат на производство. Учет затрат на производство по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Цели и задачи учета незавершенного производства и прочих расходов организации.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Сущность и содержание системы "стандарт-кост", методология учета затрат и накладных расходов. Реквизиты ЗАО "ИПК Парето-Принт", организация бухгалтерского учета и оценка финансового состояния. Недостатки ведения учета в организации и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Теоретические основы организации учета затрат и исчисления себестоимости. Задачи учета затрат на производство и общая схема учета затрат. Группировка статей затрат коммерческих расходов. Первичные документы по учету затрат и исчислению себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2019

    Понятие себестоимости и задачи учета затрат. Состав, классификация и методы учета затрат на производство и реализацию продукции. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на энергопредприятиях. Номенклатура статей расходов.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Понятие "затраты" и их классификация. Правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету. Анализ уровня учета производственных затрат на предприятии. Особенности ведения их синтетического и аналитического учета и пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Затраты в управленческом учете. Значение затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО "Биохимик". Группировка затрат по экономическому содержанию и статьям калькуляции. Учет накладных расходов. Сводный учет затрат.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2008

    Место учета затрат на производство в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Сущность и роль затрат, расходов и издержек. Синтетический и аналитический учет затрат на производство, налоговый учет. Признание расходов в бухгалтерском учёте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Определение и состав затрат и расходов предприятия. Учет затрат на синтетических счетах класса 8 "Счета управленческого учета" группы 81 "Счета производственных затрат". Счета бухгалтерского учета для отражения в отчетности расходов предприятия.

В соответствии с законодательством учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в установленном российским законодательством порядке.

Расходы за счет средств предпринимательской деятельности (внебюджетные источники) подразделяются на прямые и косвенные, или накладные. К прямым относятся расходы, связанные с производством работ, изготовлением продукции, оказанием услуг (на материалы, заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды и др.). К косвенным (накладным) - расходы, связанные с организацией и управлением производством, относящиеся к деятельности организации в целом (на заработную плату и отчисления в ЕСН аппарата правления и обслуживающего персонала, арендную плату, отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт, канцелярские принадлежности и др.).

Все косвенные расходы предварительно учитываются на специальном счете, по дебету (левая сторона бухгалтерского счета) которого отражаются расходы будущих периодов или расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг. В конце месяца накладные расходы списываются на отдельные виды деятельности по источникам финансирования пропорционально заработной плате или сумме стоимости прямых затрат, а затем в дебет соответствующих счетов.

Для определения фактической себестоимости платных услуг на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция.

Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выполняемых работ или услуг по кодам экономической классификации расходов бюджетов на многофакторных карточках.

Сдача в аренду имущества как вид предпринимательской деятельности бюджетных организаций также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 609 ГК РФ передача имущества в аренду оформляется договором аренды в письменном виде. Договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации.

Бюджетные учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на правах оперативного управления органами власти. Поэтому договор аренды такого имущества должен быть подписан тремя сторонами:

* органом государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится данное имущество;

* бюджетным учреждением, за которым закреплено данное имущество;

* арендатором.

Доходы бюджетного учреждения сданного в аренду имущества в полном объеме учитываются в смете его доходов и расходов после уплаты установленных законодательством налогов и сборов.

Недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, также может быть сдано в аренду. В этом случае арендодатель получает арендную плату в виде перечислений на внебюджетный счет. Эти внереализационные доходы, согласно ст. 250 НК РФ, подлежат налогообложению. Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления права собственности на данное имущество. Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций.

Согласно § 5 главы 4 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности. учет социальное учреждение налогообложение

Одним из критериев, определяющих принадлежность организаций к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций социально значимы, в частности потому, что они выполняются безвозмездно или по фиксированным расценкам для социально слабых групп населения.

Однако в современных экономических условиях недостаточного бюджетного финансирования бюджетные организации оказываются втянутыми в рыночные отношения и занимаются предпринимательской деятельностью. Это привело к тому, что их деятельность стала носить двойственный характер. Потребовалось совмещение бюджетного бухгалтерского учета с хозрасчетным учетом. Кроме того, возникла необходимость вести налоговый учет. На практике это оказалось довольно сложно, так как предпринимательская деятельность социальных бюджетных предприятий служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им, т.е. социальному обслуживанию малообеспеченных пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп. Поэтому во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в установленном российским законодательством порядке о налогообложении. Льготы при налогообложении предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида поступлений денежных средств. Доходы от платных услуг, оказываемых социальными службами, находящимися в ведении органов исполнительной власти всех уровней, согласно БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг использования их имущества. Таким образом, при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетные социальные службы обязаны уплачивать налоги с доходов.

Социальные службы, согласно ст. 145 НК РФ, имеют право на освобождение от НДС, если: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей; в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не реализовали подакцизные товары.

От налогообложения освобождаются операции по реализации технических средств и протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов, используемых для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, оказываемые медицинскими организациями медицинские услуги, а также услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.

Не облагаются НДС работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работы по строительству, созданию и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; оказание услуг по страхованию, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами и т.д.

Социальные службы всех форм собственности, производящие выплаты заработной платы и иных вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, являются плательщиками ЕСН. В то же время, в соответствии со ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению ЕСН:

* государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;

* все виды компенсационных выплат, связанные с оплатой стоимости питания; увольнением работников, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности работников по сокращению штата или ликвидацией организации и т.д.;

* суммы единовременной социальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, возмещением причиненного материального ущерба или вреда здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории России, членам семьи умершего работника и др.;

* суммы страховых платежей по договорам добровольного личного страхования работников;

* суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников финансирования, и т.д.

Таким образом, учреждения системы социальной защиты населения имеют свои экономические особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Организации могут создавать структурные подразделения для выполнения своих уставных целей, включая подразделения, деятельность которых связана с обслуживанием работников организаций и их семей жилищно - коммунальными услугами, медицинскими услугами, услугами социально - культурного характера и т.п.

Для целей бухгалтерского учета такие подразделения классифицируются как обслуживающие, под которыми понимаются производства и хозяйства, деятельность которых согласно учредительным документам организации не направлена на выпуск продукции, производство работ и оказание услуг на сторону.

К данным подразделениям относятся:

жилищно - коммунальные хозяйства - объекты жилого фонда, гостиницы (без туристических), дома и общежития для приезжающих, бани, прачечные, парикмахерские и т.п.;

социально - культурные объекты - объекты физкультуры и спорта, туризма, здравоохранения, социального обеспечения (санатории и дома отдыха), детские дошкольные учреждения (детские сады и ясли);

поликлиники;

столовые и буфеты;

другие аналогичные хозяйства.

При этом деятельность обслуживающих подразделений необходимо для целей бухгалтерского учета и налогообложения рассматривать как обычную деятельность организации (коммерческую деятельность).

Учет результатов финансово - хозяйственной деятельности обслуживающих подразделений ведется организацией в порядке, установленном для учета результатов основных видов деятельности, или в порядке, установленном для таких производств как самостоятельных юридических лиц соответствующими отраслевыми инструкциями.

Организация может создавать для оказания таких услуг самостоятельные некоммерческие организации (с правом юридического лица), а отдельные из них - как учреждения.

Организация - жилищно - коммунальное хозяйство (ЖКХ) ведет бухгалтерский учет операций по оказанию услуг по содержанию жилья в разрезе объектов:

сдаваемых внаем населению, в том числе его собственникам;

сдаваемых в аренду другим юридическим и физическим лицам.

Рассмотрим порядок учета результатов деятельности подразделений и некоммерческих организаций (учреждений) по их видам.

Учет операций по содержанию жилья, сданного внаем

Бухгалтерский учет результатов деятельности по оказанию услуг по содержанию жилья ведется в части расходов на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а в части доходов - на счете 90 "Продажи".

В бухгалтерском учете операции по содержанию жилья отражаются в следующем порядке:

Д-т сч. 29 К-т сч. 10, 68, 69, 70 и др. - отражены расходы по содержанию жилья;

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - списаны расходы на содержание жилья (расходы на содержание жилья распределяются по объектам, используемым для сдачи квартиросъемщикам и в аренду, в порядке, установленном организацией в учетной политике, - пропорционально площади помещений и т.д.);

Д-т сч. 76 К-т сч. 90 - отражена сумма квартирной платы, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков;

Д-т сч. 99 (90) К-т сч. 90 (99) - отражены убытки от содержания жилья;

Д-т сч. 51 К-т сч. 91 - отражены суммы пени, полученные за несвоевременную оплату платежей (НДС не облагаются).

При получении организацией денежных средств на содержание жилья от других организаций они отражаются в следующем порядке:

Д-т сч. 51 К-т сч. 98 - получены денежные средства;

Д-т сч. 98 К-т сч. 91 - отражена выручка в размере средств, приходящихся на услуги по содержанию объектов в данный отчетный период.


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ
РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 19
3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ, СПИСАНИЕ
ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 22
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И МЕТОДИКИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Организация бухгалтерского учета в сфере отражение издержек обращения, как основополагающее экономической стабильности предприятия представляет собой основной задачей предприятий общественного питания. Актуальность темы отчет об издержках обращения и наконец, Баланс предприятия, эти документы как никто яснее покажет насколько актуальна и не проста тема учета социальных издержек обращения. Составление документов по многочисленным статьям: Штрафы за простой товаров, финансовые санкции государственных налоговых служб за неправильное хранение товаров, издержки на судебные дела при краже товарно-материальных ценностей предприятия и дебиторская задолженность, лишь безмолвно скажут о ликвидации либо об экономическом подъеме предприятия. В документах это голые цифры, но для профессионального бухгалтера они будут выглядеть как точный план к действию.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что необходимо подробно изучить вопросы учета издержек обращения на предприятиях общественного питания, выделение из всего многообразия теоретической литературы главные аспекты и особенности учета затрат.
Цель работы является рассмотрение оранизации учета затрат социальной сферы и определение пути усовершенствования.

1. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 г.
2. К. Друри. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 1998г. – 783 с.
3. Ивашкевич В.В. Бухгалтерский и управленческий учет. – М.: Юристъ, 2003. – 618с.
4. Попова Л.А., Торшаева Ш.М., Управленческий учет. 13 шагов к успеху. Испытай себя. Сборник задач. Караганда, 2001. – 150с.
5. Радостовец В.К. финансовый и управленческий учет на предприятии. Раздел 2. Алматы,1997г.
6. К.Друри. Управленческий учет для бизнес – решений. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 655с.
7. Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет. Основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2004. – 192с.
8. Карпова Т.П. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 392с.
9. Бухгалтерский управленческий учет / Под ред. Кизилова А.Н., Богатой И.Н. – Ростов – на - Дону, 2005. – 380с.
10. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496с.
11. Рой Вандер Вил, В. Палий. Управленческий учет. ИНФРА – М. 1997. – 480с
12. Хонгрен Ч.Т., Дж. Фостер. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2000. – 416с.
13. Управленческий учет. Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК – Пресс, 1999. – 512с.
14. Попова Л.А., Торшаева Ш.М., Управленческий учет. 130 шагов к успеху. Проверь себя. – Караганда, 2002. – 164с.

Учет затрат по содержанию социальной сферы. К социальной сфере относят объекты, которые призваны обслуживать бытовые нужды работников предприятия (столовые, пекарни, бани, прачечные, жилищно-коммунальные хозяйства, детские дошкольные учреждения, ремонтные, пошивочные и другие объекты). В состав учета затрат по содержанию социальной сферы могут быть предусмотрены следующие субсчета:

  • 1. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 2. Предприятия общественного питания;
  • 3. Лагеря отдыха и труда;
  • 4. Детские дошкольные учреждения;
  • 5. Учреждения культурно-бытового назначения;
  • 6. Подсобное сельское хозяйство.

Учет затрат объектов социальной сферы по установленной для них номенклатуре статей расходов ведется в «Ведомости учета затрат социальной сферы» или в соответствующей машинограмме. Запись в ведомость или машинограмму производят из разработочных таблиц «Распределение расхода заработной платы и материалов», «Расчет амортизации основных средств», «Распределение услуг вспомогательных производства» и других сводных таблиц и документов.

Данные, отраженные в «Ведомости учета затрат социальной сферы», используются для контроля за расходами по каждому объекту социальной сферы. По большинству объектов незавершенное производство отсутствует, либо его не принимают во внимание при калькулировании из-за незначительных размеров.

Учет брака в производстве. Количество производимой продукции является определяющим в общественной оценке результатов деятельности каждого предприятия. Забота о чести своей марки, конкурентоспособность продукции должны быть предметом профессиональной и патриотической гордости каждого трудового коллектива. Предприятие должно осуществлять контроль за качеством продукции и содействовать работе отделов технического контроля (ОТК). Выпуск недоброкачественной продукции приводит к неотвратимым потерям в доходе коллектива, заработной плате, социальных благах.

Браком продукции считают изделия (полуфабрикаты, детали, узлы, работы), которые не соответствуют качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по прямому назначению. Брак классифицируется следующим образом:

По месту возникновения - внутренний (выявленный до отправки или отпуска продукции покупателю) внешний (выявленный у покупателя);

По характеру обнаруженных дефектов - окончательный (неисправимый), который невозможно или экономически нецелесообразно исправлять, и исправимый;

По причинам возникновения - нарушение технологии производства, некачественные полуфабрикаты и т.п.

Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из прямых затрат, включая накладные расходы.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями; возмещенных покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции; расходов на демонтаж забракованных изделий; транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции; расходов на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку.

Для определения потерь от внутреннего и внешнего брака, относимых на себестоимость продукции, к стоимости внутреннего и внешнего окончательного брака прибавляют затраты на исправление брака и вычитают стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использовании; суммы, фактически удержанные с виновников брака; суммы возмещения убытков; суммы, присужденные коллегией по хозяйственным делам суда или фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, вызвавших брак изделий.

Потери от внутреннего брака отражаются в издержках производства того месяца, в котором выявлен брак, а потери от внешнего брака - в том месяце, в котором получены и приняты претензии (рекламации) покупателей забракованной продукции.

Бухгалтерский учет и определение потерь от брака осуществляется бухгалтерией, а оперативно-технический контроль - ОТК предприятия.

На обнаруженный окончательный или исправимый брак ОТК составляется «Акт о браке» (ф. №Т-46). Исправление брака, допущенного рабочим по его вине, производится без выписки наряда. Если же брак исправляется рабочим, не являющегося виновником этого брака, то на такую работу выписывается в общем порядке наряд, на котором ставится штамп «Переделка брака».

Для организации надлежащего учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях должен быть установлен перечень причин брака и его виновников.

Перечень причин и виновников брака шифруется и доводится до всех цехов и подразделений предприятия. Шифры причин и виновников брака проставляются на документах, связанных с затратами по исправленному и неисправленному браку.

Потери от брака ежемесячно списываются из счета издержек производства, и включается в себестоимость соответствующих видов продукции. В индивидуальных и мелкосерийных производствах потери от брака могут быть отнесены на стоимость незавершенного производства при условии, что эти потери относятся к определенному заказу, выполнение которого не закончено. Во всех остальных случаях потери от брака, как правило, включаются в себестоимость готовой продукции.

Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость таких же изделий, произведенных в текущем отчетном периоде.

В тех случаях, если подобная продукция в текущем месяце не изготавливалась, потери от внешнего брака распределяются по видам готовой продукции в порядке, установленном для накладных расходов.

Затраты на гарантийный ремонт сверх установленной нормы затрат на гарантийный ремонт в период гарантийного срока. Гарантийный срок - одно из важнейших средств повышения качества продукции, увеличения ее надежности и долговечности, обеспечения высоких потребительских свойств изделий. Гарантийный срок устанавливается государственными стандартами или техническими условиями. Поставщик (изготовитель) обязан безвозмездно исправить недостатки продукции, на которую установлен гарантийный срок, или заменить ее, если он не сможет доказать, что недостатки возникли из-за нарушения покупателем правил пользования продукцией ее хранения.

Затраты на гарантийный ремонт покрываются за счет средств гарантийного резерва, создаваемого предприятием, производящим продукцию с гарантийным сроком ее использования. Если фактические затраты на гарантийный ремонт выше созданного предприятием резерва на эту цель, то они рассматриваются как производственный брак.