Психологическая диагностика занимающихся физической культурой и спортом. Тестирование общей физической работоспособности до отказа на велоэргометре Теория психодиагностических измерений

Диагностика спортивных способностей помогает в определении задатков к физическим нагрузкам. При отборе спортсменов тренеры обращают внимание на то, как ведут себя игроки на тренировке. Однако это не всегда показательно. Очевидно, что более опытные спортсмены и увереннее чувствуют себя на площадке. Что не всегда указывает на лучшие спортивные способности. Комплексный многоуровневый подход к оценке данных позволяет точнее определить предрасположенность к видам спорта. Кроме того, диагностика предполагает и оценку рисков для здоровья будущего спортсмена.

Записаться на обследование можно через форму обратной связи

или по тел.: +7 495 735-88-99/ +7 495 735-88-77

  • Клинический и ортопедический осмотр – общая оценка состояния здоровья с обязательным осмотром носоглотки, оценка состояния опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие и др.
  • Электрокардиография с функциональными и нагрузочными пробами - электрофизиологические характеристики функции миокарда, выявление функциональных изменений сердца, патологические изменения в виде нарушений ритма и т.п.
  • Спирография (Спирометрия) - исследование функции внешнего дыхания, измерение объёмных и скоростных показателей дыхания.
  • Определение компонентного состава тела (анализ состава тела или биоимпедансный анализ) –выявление отклонений оценок состава тела от оптимальных значений в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации; характеристика индивидуальной изменчивости параметров состава тела; оценка метаболических рисков (нарушения липидного, белкового и водного обмена); мониторинг эффективности тренировок и диетического режима.
  • Эхокардиография - определение морфо-функционального состояния сердца и его клапанного аппарата.
  • УЗИ брюшной полости и почек – оценка состояния гепатобилиарной системы /печень, желчный пузырь/, поджелудочной железы и почек.
  • Цитохимическая экспертиза - оценка ферментов клетки, которые участвуют в энергообеспечении органов, для раннего выявления различных изменений органов и систем, а также для подбора метаболической коррекции; индекс устойчивости (переносимость стрессовых ситуаций, физических нагрузок) - ежемесячный прогноз на полгода.
  • Биохимия: КФК, АЛТ, АСТ, Мочевина, магний, фосфор, АСЛО - выявление перетренированности, перенапряжения сердечно-сосудистой, гепатобилиарной и мышечной систем, выявление стрептококковой инфекции носоглотки /АСЛО/.
  • Клинический анализ крови - общая картина состояния организма, не даст пропустить анемию, аллергию или воспаление.
  • Спортивная генетика - предрасположенность ребенка к тем или иным видам спорта, состояние спортивной формы и степень готовности организма к физическим нагрузкам, состояние здоровья спортсмена и выявление факторов риска (артериальная гипертензия, гипертрофия миокарда, предрасположенность к тромбообразованию и др.), функциональное состояние и резервные возможности организма спортсмена для оптимального управления процессами тренировок.
  • Консультация и заключение врача по спортивной медицине в день обследования - заключение о состоянии здоровья, функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсмена; рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса с включением метаболических и фармакологических препаратов.

При необходимости: дополнительные консультации узких специалистов и различные лабораторно-инструментальные исследования (в том числе рентгенологические исследования, ХМ ЭКГ, СМАД, КТ, МРТ, денситометрия, иммунологические, биохимические, вирусологические и т.д.)

Результаты диагностики спортивных способностей интерпретирует:

Профессор отделения спортивной медицины НИИ Профилактической педиатрии и восстановительного лечения научного центра здоровья детей РАМН,доктор медицинских наук,

Диагностические задачи

Психологическая диагностика - это наука о способах познания и измерения психологических особенностей человека (интеллекта, свойств личности, поведения).

Любое психодиагностическое исследование начинается с постановки диагностических задач, которые формулируются при ознакомлении психолога с проблемами клиента или при запросе на конкретное обследование. Например, проблема конфликта между игроками спортивной команды ставит диагностические задачи: определить статус игроков, их роли, отношение к конфликтной ситуации и др. Запрос тренера - оценка спортивно важных качеств - определяет диагностические задачи: оценки волевых качеств, психомоторных функций, МЗС.

Диагностическая задача - это система конкретных требований к решению сформулированной проблемы (например, получению нового знания, выявлению системы факторов и их взаимосвязи, получению целостной картины изучаемого психического явления, определению индивидуальных особенностей клиента) .

Диагностические задачи психологического исследования в физической культуре и спорте - это те психические явления, которые необходимо измерить и оценить у участников спортивно-физкультурной деятельности, тренеров и других заинтересованных лиц, для решения научно-исследовательских и практических задач психологической помощи.

Среди задач спортивной психодиагностики выделяют общие - определяемые вопросами понимания необходимости конструирования и использования тех или иных диагностических инструментов, и специфические - определяемые особенностями спортивной деятельности. Известны две классификации общих диагностических задач. В первой психодиагностические задачи подразделяются в зависимости от анализа ситуации диагностики, запроса клиента и адресата заключения (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Общие психодиагностические задачи (по А. А. Бодалеву и В. В. Столину)

Диагностическая

Психологический запрос

Условия работы

Заключение

психолога

Заказчиком или заинтересованным лицом выступает сам обследуемый

Активное сотрудничество, четкое выполнение инструкций, отсутствие сознательной фальсификации

Составление заключение непосредственно для клиента, соблюдение полной конфиденциальности

Экспертиза

диагностом

испытуемого

Заказчиком выступает не обследуемый

Сопротивление вплоть до саботажа, симуляции; предъявление к инструментарию диагностики более жестких требований

Составление заключения для другого специалиста

Второй вариант классификации общих психодиагностических задач основан на том, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста за корректность данных и рекомендации (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Классификация задач психодиагностики в зависимости от ответственности диагноста и сферы применения результатов

Применение результатов диагностики

Ответствен ность психодиагноста

Требования к методам диагностики

Используются специалистом -смежн и ком для постановки непсихологического диагноза или формул и ро Bai I и я ад м ини- стративного решения

Несет ответственность

не за общее решение, а только

Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза

Обеспечение долгосрочного прогноза, стандартизированные методы, соотнесение с «нормой», типологии

Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и работы с клиентом

Несет полную ответственность за корректность данных, за этические аспекты заключения, за корректность использования заключения

Гибкость и удобство применения методов, сохранение точности прогноза даже без обязательной стандартизации

В качество специфических психодиагностических задач специалисты выделяют три основных направления:

  • - спортивная ориентация;
  • - психологическое сопровождение;
  • - психологический отбор.

Спортивная ориентация предполагает выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься спортсмену-новичку (ребенку или подростку). Часто детей в спортивные секции приводят родители, совершенно не учитывая требований, которые предъявляет конкретный вид спорта к способностям ребенка. В таких ситуациях велик риск разочарования, поскольку юному спортсмену тяжело добиваться высоких результатов в неподходящем для него виде спорта.

Психодиагностика в рамках психологического сопровождения спортсмена (психологического консультирования, обучения, секундирования и т.д.) выступает как необходимый инструмент работы спортивного психолога: например, определение уровня развития спортивно важных качеств на каждом этапе спортивной карьеры и подбор, в связи с этим, наиболее подходящих методов психологической подготовки; или - контроль эффективности психологического воздействия на спортсмена, оценка актуального ПС и др. Волнение перед стартом - «предстартовый мандраж», ошибки в исполнении технических элементов, конфликты с тренером или партнерами по команде - лишь небольшой перечень трудностей, с которыми спортсмен может обратиться к психологу. При этом в процессе психодиагностического исследования необходимо выяснить, действительно ли эти проблемы волнуют спортсмена, обосновано ли волнение спортсмена, какие способы решения можно выработать со спортсменом и т.д. Важно, чтобы психодиагностическое обследование не было длительным и приносило максимально эффективный результат - спортсмены очень требовательны в вопросах траты своего времени и ждут конкретных рекомендаций.

Психологический отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации необходим для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную, олимпийский резерв, сборную команду региона России, сборную команду района или города. Также к этой группе задач относится работа совместно с тренером-селекционером по отбору из команд лиг более низкого уровня именно тех спортсменов, которые по своим психическим, физиологическим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) более высокой лиги. Подобные мероприятия могут осуществляться при переходе спортсмена из детской команды в юношескую, затем в молодежную и во взрослую команду, а также при ротации спортсменов в командах разного уровня (главная команда, дублирующий состав, фарм-команда или подготовительная группа) одного спортивного клуба. При этом вопросы отбора связаны с решением особых задач диагностики (табл. 12.3).

Таблица 123

Задачи диагностики в ситуациях психологического отбора спортсменов

Причина постановки

Реализация

Составление пси- хоспортограммы для отдельного вида спорта

Появление новых или развитие имеющихся видов спорта (коммерциализация, модификация правил, изменение системы спортивной подготовки)

Определение модельных характеристик спортивной деятельности со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена

Составление долгосрочных прогнозов поведения с целью грамотного планирования и организации спортивных мероприятий

Запрос со стороны спортивных менеджеров (управляющие спортивным клубом, менеджеры спортивных федераций)

Прогнозирование деятельности спортсмена, команды, тренера, поведения зрителей, фанатов и других потребителей спортивного продукта (спортивных мероприятий)

Повышение эффективности отбора

Модификация методов оценки с целью повышения точности прогноза и снижения затрат

Работа диагноста в специальных условиях: за несколько минут или секунд до старта, во время выполнения упражнений - моделирование спортивной деятельности

  • См.: Бодалев Л. Л., Столиц В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2003.

Метод оценки функционального состояния различных суставов с помощью системы Motion Analisys - отделение функциональной реабилитации единственное в стране обладает уникальным комплексом видеоанализа движения, позволяющим диагностировать нарушения функции различных суставов, исправлять ложные стереотипы движения и более четко контролировать спортивные результаты, здесь вы можете с максимальной степенью точности решить вопрос о необходимости хирургических вмешательств на суставах, когда мнения специалистов не совпадают.

Для того, чтобы выбрать адекватный ритм и режим физической нагрузки необходимо оценить уровень базовой физической подготовки . Грамотно это может сделать только спортивный врач, в руках которого имеются специальные методики и инструменты. Проведя обследование, спортивный врач разработает индивидуальную программу подготовки, в результате которой Вы, минуя ненужный стресс, приобретете отменную форму и физические качества чемпиона (ну, или почти чемпиона). Оценка уровня физической подготовки включает в себя оценку следующих показателей:

В узком понимании антропометрия - это привычное измерение роста и веса. В нашем же случае специалисты, прежде всего, определяют соотношение жировой и мышечной массы. Интерпретируя эти данные, спортивный врач может объяснить, в чем причина отсутствия роста показателей спортсмена, либо плохого самочувствия любителя. Если соотношение жировой и мышечной массы не соответствует норме, специалист отделения сумеет выявить причину этого нарушения. Что лежит в основе - слабая физическая подготовка, либо перетренировка? Ведь в результате перетренировки мышечная ткань (а не жир) начинает использоваться организмом, как источник энергии. В итоге - жир накапливается, количество мышечной массы снижается.
Так что, возможно, Вам будет достаточно просто снизить нагрузки, и все встанет на свои места!

Оценка гематологических факторов
Гематологические факторы - это различные показатели крови. То есть: ферменты, гормоны, иммунологические показатели и все то, что помогает нам разобраться в ответе организма на предлагаемую нагрузку.

Как скоро восстанавливается организм спортсмена после стресса, по какой причине нет прироста физических показателей - ответы на все эти вопросы врач даст, после того, как проанализирует Ваши гематологические показатели .
Так, например, оценив костный обмен, специалист сможет объяснить, какого рода нагрузки оптимальны на данном этапе процесса тренировки, и какая коррекция микроэлементов вам необходима. То есть подскажет, что из продуктов желательно включить в рацион и какие биоактивные добавки необходимо применить, дабы избежать ненужных травм. Профессиональным же спортсменам, оценка гематологических показателей поможет, как можно дольше оставаться на пике спортивной формы.


Оценка функционального состояния


Данные исследования контролируются при проведении нагрузочных тестов. Такое сочетание показателей, как максимальное потребление кислорода, уровень лактата крови, ЭКГ критерии и УЗИ сердца в условиях дозированной физической нагрузки на сегодняшний день доступно только в нашем отделение. На основании данных тестирования Вы получите индивидуальную программу с детальными рекомендациями по характеру, длительности и интенсивности тренировок.
То есть представьте себе, что Вы пытаетесь перескочить через четыре ступени, шагая к светлым вершинам здоровья. Каковы могут быть последствия? Мы же предлагаем соизмерять свой шаг, поднимаясь вверх без стрессов и ненужных проблем.

Исследование силы мышц и гибкости позвоночника

Уникальные системы Contrex, Tergumed 3D и Biodex позволяют нам учесть степень подготовленности мышц ваших конечностей и спины. При разработке программы тренировки спортсмену со слабыми мышцами спины нет смысла предлагать барьерную прыжковую тренировку, скоростно-силовую работу, которая приведет к появлению болей в спине и изнашиванию межпозвоночных дисков. И как результат - образование межпозвонковых грыж. А если у такого спортсмена наблюдается дисбаланс сгибателей и разгибателей мышц бедра, то это может свидетельствовать о повреждении коленного сустава.

Метод генотипирования - это отличная возможность объективно идентифицировать лучшие качества, необходимые для занятий тем, или иным видом спорта, а так же дать эффективный прогноз в отношении спортивного долголетия.
Кто вы? Нападающий или защитник, спринтер или стайер? В каком спортивном амплуа будет наиболее успешен Ваш ребенок? На формировании, каких физических особенностей следует акцентировать внимание? Ведь понятно, что развитие несуществующих качеств, помимо травм психологических, несет за собой риск соматических заболеваний. А потому, на ранней стадии подготовки спортсмена, когда еще не поздно изменить его пристрастия, необходимо объективно оценить возможности и дать соответствующие рекомендации по выбору вида спорта. Известно, что наличие скоростных качеств у спортсмена определяется не только количеством мышечной массы. Важнейшим моментом является соотношением быстрых и медленных волокон.

Так, например, если пытаться только путем увеличения объема мускулатуры, повысить результаты спринтера, получая в итоге минимальный эффект - проблема именно в том, что у данного бегуна преобладают медленные волокна. К сожалению, указанное соотношение обусловлено генетически, следовательно, изменить в этом плане ничего нельзя. Можно только приспособиться и использовать заложенные природой качества себе во благо.
Генетически заложены такие способности, как выносливость, и даже существует ген спортивного долголетия!

Выявить тот или иной генотип довольно просто - достаточно исследовать в качестве материала кровь или мазок со слизистой оболочки рта. Опытные специалисты нашего отделения интерпретируют результат - и ответ готов!
В итоге, Вам будет проще определиться в выборе правильного спортивного пути!


Спортивное офтальмологическое исследование

А знаете ли вы, что спортивные травмы, это отнюдь не всегда вывихи, переломы или разрывы связок и мышц, в современной жизни все больше и больше спортсменов получают травмы связанные, к примеру, со зрением.
В нашем центре мы оцениваем риски развития осложнений и выявляем противопоказания к занятиям различными видами спорта.
При выявлении различных офтальмологических спортивных патологий в нашем центре проводится специализированное лечение на современном высококачественном оборудовании в амбулаторных условиях, включая такие методы лечения, как профилактическая лазеркоагуляция сетчатки при разрывах и дистрофиях сетчатки, лазерное лечение глаукомы, стимуляция посттравматических изменений зрительного нерва и пр.
Все эти обследования обязательно включены в «углубленное медицинское обследование» (УМО), которое, помимо осмотров врачей-специалистов, терапевта, врача спортивной медицины, включает полное кардиологическое обследование, нагрузочный тест, анализы крови и многое другое.
По результатам УМО наши специалисты порекомендуют родителям те виды спорта в которых, подрастающие спортсмены смогут показать оптимальный результат, оценят степень подготовки опытного мастера, разработают необходимые на данном этапе систему тренировок и характер специального питания.

А если спорт для вас это только приятное время препровождение, то наше углубленное медицинское обследование поможет Вам, оценив уровень вашего физического состояния и здоровья, тренироваться эффективно и с удовольствием.

О.В.Тиунова

(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Введение

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.

В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.

Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.

Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):

Стимульный материал.

Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена

Подструктура

Группа качеств

Отдельные качества, умения, навыки

I. Социально-психологическая

Отношение к себе

Правдивость, честность
Самокритичность
Требовательность к себе
Общительность, отзывчивость
Дружелюбие
Чувство собственного достоинства
Дисциплинированность

Отношение к обществу

Готовность прийти на помощь
Организаторские способности
Оптимальный конформизм

Отношение к труду

Трудолюбие и интенсивность труда
Аккуратность в труде
Ответственность

Интересы

Интерес к спорту
Интерес к своему виду спорта
Интерес к медико-биологическим вопросам физической культуры и спорта
Широта интересов
Глубина интересов
Устойчивость интересов

Способности

Двигательные
Сенсорные
Сенсомоторные (психомоторные)
Спортивная одаренность

Интеллект

Активность мышления
Самостоятельность
Логичность мышления
Умственные качества

II. Психологическая

Психофизиологические качества

Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость)
Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная)
Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)

Эмоциональная сфера

Отсутствие повышенной нервозности
Осторожность
Эмоциональная устойчивость
Тревожность
Фрустрация
Эмоциональная возбудимость
Эмоционально-моторная устойчивость
Стеничность эмоций

Волевые качества

Самообладание
Настойчивость
Решительность
Умение мобилизовать свои резервы

Состояние анализаторов и их взаимодействие

Абсолютный порог
Дифференцировочный порог
Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов
Чувствительность вестибулярного анализатора

Психомоторика

Скорость простых сенсомоторных реакций
Скорость реакций с выбором
Антиципация
Умение работать в оптимальном темпе

III. Профессиональная (спортивного мастерства)

Спортивный результат

Наивысшее спортивное достижение
Наивысшее достижение в текущем сезоне
Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат
Частота срывов на ответственных состязаниях
Стабильность результатов, опыт соревнований
Динамика результатов за годы тренировок

Техническое мастерство

Арсенал технических приемов
Техника на фоне утомления
Арсенал технических приемов в условиях стресса

Тактическое мастерство

Умение строить программы действий
Умение реализовать намеченную программу действий
Умение сочетать простые действия со сложными
Умение быстро перестроить свою деятельность
Умение не теряться в сложной обстановке

Специальная физическая подготовленность

Состояние специальных физических качеств
Объем тренировочных нагрузок
Объем соревновательных нагрузок

Восстанавливаемость

Способность восстанавливаться во время соревнований
Способность восстанавливаться между соревнованиями
Способность восстанавливаться после напряженного сезона

IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей)

Анатомо-морфологические

Росто-весовой показатель
Силовой индекс
Жировая масса
Рост
Вес

Физические качества

Выносливость:
общая, силовая, скоростная, скоростно-силовая, статическая
Скорость
Сила
Ловкость

Сила возбудительных процессов
Сила тормозных процессов
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность возбуждения и торможения

Компоненты оценки здоровья

Острые и хронические заболевания
Острые и хронические травмы
Обращаемость к врачам (жалобы)
Трудотерапия
Способность переносить большие нагрузки

Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы)

Аэробная работоспособность (PWC-170)
Анаэробная работоспособность
ЧСС в покое
ЧСС и другие функции после работы максимальной интенсивности
ЧСС после работы субмаксимальной интенсивности
ЧСС после работы большой интенсивности

Ключи. Интерпретация.

В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.