Башенный кран кс. Устройство и характеристики пневмоколесных кранов. Управление краном и особенности его конструкции

Кран КС-5363 - дизель-электрический грузоподъемностью 25 т , оснащен 25- и 5-тонными крюками механизмов основного и вспомогательного подъема. На кране может быть использован двухканатный грейфер с ковшом емкостью 2 м3 .
На кране применен многомоторный привод постоянного тока с питанием энергией от собственной силовой установки.
Скорости исполнительных механизмов регулируют по системе генератор - двигатель (Г - Д) изменением напряжения главного генератора, питающего двигатели. При передвижении крана без груза платформу разрешается поворачивать. Кран имеет широкий диапазон скоростей всех механизмов, в том числе механизма передвижения в рабочем и транспортном положениях.
Механизмами крана управляют с помощью смешанной системы: гидравлической, электрической и механической.
Основными механизмами управляют с пульта кнопками и двумя командоконтроллерами. Для переключения коробки передач, управления выносными опорами, поворотом колес, тормозами механизма передвижения и блокировкой дифференциала предусмотрена насосная гидравлическая система. Опорами и блокировкой управляют с пульта, закрепленного на ходовом устройстве, а остальными механизмами - из кабины машиниста.
Гидравлическая система включает в себя шестеренный насос НШ-32Э производительностью 35 л/мин при давлении 10,5 МПа.
Лебедки крана оснащены канатоукладчиками и шпиндельными конечными выключателями. Основную стрелу 15 м удлиняют с помощью вставок длиной 5 и 10 м до 20; 25 и 30 м . На этих стрелах можно монтировать гуськи 8 и 15 м . Кран оснащают башенно-стреловым оборудованием.

Ходовое устройство состоит из двух приводных мостов. Колеса обоих мостов сдвоенные, размером 14,00-20. Ходовое устройство оборудовано выносными гидроопорами, но кран может работать и без них с меньшей грузоподъемностью. Специальные приставки к опорам позволяют изменять базу с 4,2 до 5 м . Кран можно буксировать в прицепе к тягачу с помощью сцепного устройства со скоростью до 20 км/ч .
По железной дороге кран транспортируют со снятыми колесами без стрелы - на 60-тонной четырехосной железнодорожной платформе. Для погрузки крана на платформу применяют другой кран грузоподъемностью 20 - 25 т .

Технические характеристики крана КС-5363

Грузоподъемность, т:
. на опорах:
.. 25 / 30 *
.. 3,3 / 4
. без опор:
.. при наименьшем вылете крюка 7,5 / 14
.. при наибольшем вылете крюка 2,1 / 2
Вылет крюка,м:
.. наименьший 2,5 / 4,5
.. наибольший 13,8 / 15,9
Высота подъема крюка, м:
.. при наименьшем вылете крюка 16,3 / 13,7
.. при наибольшем вылете крюка 6,4
Скорости:
.. подъема основного крюка, м/мин 7,5; 9
.. опускания, м/мин 0,7 - 9
.. частота вращения поворотной платформы, об/мин 0,1 - 1,3
.. передвижения крана самоходом, км/ч 3; 20
324
174
Наименьший радиус поворота (по внешнему колесу), м 10,3
Наибольший угол подъема пути, град 15
Двигатель:
.. марка ЯМЗ-М204А
.. мощность, л.с. 180
Установленная мощность электродвигателей, кВт 166
Колея колес, м:
.. передних 2,4
.. задних 2,4
Масса крана, т 33
В том числе противовеса, т 4

* - При стреле 15 м - 30 т , при стреле 17,5 м -25 т .

Грузоподъемность при движении и преодолеваемый угол подъема в пути в транспортном положении

* - Грузоподъемность указана при стреле, расположенной вдоль оси крана.
** - В знаменателе - допускаемый угол наклона крана при работе на выносных опорах.

Характеристики основного и сменного стрелового оборудования крана КС- 5363


Силовая установка пневмоколесного крана КС-5363 состоит из четырехцилиндрового двухтактного дизеля 6 марки ЯМЗ-236, электродвигателя 2 марки А2-72-4 переменного тока 380 В для работы от внешней сети, двух генераторов постоянного тока 220 В : главного 10 марки ДК-309Б и вспомогательного 1 марки П-62. К силовой установке подключен через систему ременных передач 3 - 4 - 8 шестеренный насос 5 марки НШ-10Е с рабочим давлением 7,5 МПа .

Грузовые лебедки основного подъема стреловых кранов предназначены для подъема и опускания грузов, лебедки вспомогательного подъема - для подъема меньших грузов на гуське или грейфере.
Кинематические схемы грузовых лебедок главной и вспомогательного подъема крана КС-5363 принципиально между собой не различаются.

Лебедка основного подъема приводится в действие от электродвигателя 1 . Выходной вал электродвигателя соединен с первичным валом трехступенчатого редуктора 5 зубчатой муфтой 2 . На первичном валу редуктора на шлицах посажен шкив колодочного тормоза 3 , управляемого короткоходовым электромагнитом 4 .
Четыре вала редуктора опираются на его корпус с помощью шарикоподшипников.
В редуктор заключены три пары цилиндрических косозубых шестерен. Редуктор соединен с барабаном 8 зубчатой муфтой 7 , одна из половин которой закреплена на выходном валу редуктора, вторая - на валу барабана. Зубчатая муфта 7 одновременно служит одной из опор оси барабана.
Ось барабана с одной стороны с помощью двухрядных роликоподшипников поддерживается опорой 9 . С другой стороны ось соединена зубчатой муфтой 7 с выходным валом редуктора.

Лебедка вспомогательного подъема приводится в действие от электродвигателя 1 , мощность от электродвигателя к барабану 4 передается через трехступенчатый редуктор с цилиндрическими передачами - шестерни 12 - 11 , 10 - 6 , 2 - 5 . Двигатель и барабан соединены с редуктором через зубчатые муфты 14 . На входном валу редуктора установлен тормоз ТКП-300.
К выходному валу редуктора через шестеренную передачу 7 - 8 подключен конечный выключатель 9 .

Стреловая лебедка по кинематической схеме несколько отличается от рассмотренной выше. Отличия заключаются в том, что на входном валу редуктора стоит не один тормоз, а два 11 и 14 типа ТКП-200, механизм лебедки оборудован канатоукладчиком 7 , приводимым в действие от однозаходного червяка 6 через цепную передачу 4 - 5 , в которой одна звездочка расположена на червяке 6 , другая - на валу барабана 3 , стреловая лебедка не оборудована конечным выключателем.


Кинематическая схема механизма поворота Механизм поворота (рис.)

Механизм поворота крана КС-5363 состоит из электродвигателя 10 , шестеренного редуктора с передачами: конической 7 - 6 и цилиндрической 11 - 3 , 5 - 4 ; бегунковой шестерни 2 и зубчатого венца 1 . Двигатель соединен с редуктором цепной муфтой 9 . На общем валу с одной из полумуфт стоит колодочный постоянно замкнутый тормоз 8 типа ТКП-200.

Механизм передвижения состоит из электродвигателя 18 , двухскоростной коробки передач (передачи 4 - 13 и 2 - 15 ) и двух мостов: переднего А и заднего Б.
Передний мост - управляемый, задний - неуправляемый. Передний и задний мосты соединены с коробкой передач карданными валами. От карданных валов мощность мостам передается на главные конические передачи 6 - 7 . Системы передач в переднем и заднем мостах одинаковые. На общем валу с конической шестерней 7 жестко посажена цилиндрическая шестерня 12 , которая входит в зацепление с шестерней 11 , жестко соединенной с корпусом дифференциала. В корпусе заключены четыре конические шестерни. Две шестерни 9 жестко посажены на полуосях мостов, две другие (шестерни-сателлиты 10 ) смонтированы на осях-консолях корпуса дифференциала. Таким образом, когда шестерня 11 приходит в движение, вращается корпус дифференциала вместе с шестернями-сателлитами, которые, находясь в зацеплении с шестернями 9 , укрепленными на полуосях моста, передают мощность колесам.
Дифференциальное устройство обеспечивает возможность привода ходовых колес с различной частотой вращения при постоянной частоте вращения карданного вала. Это свойство дифференциальной передачи используется при передвижении крана по кривым, когда внешнее колесо проходит больший путь, чем внутреннее колесо, а следовательно, внешнее колесо должно вращаться с большей частотой, чем внутреннее колесо.


Кинематическая (вверху) и конструктивная (внизу) схемы механизма передвижения крана КС-5363


Коробка передач служит для изменения скорости передвижения крана.
Вал-шестерня 19 соединен с электродвигателем и от него через правую шестерню отбирается мощность на промежуточный вал 21 .
На входном валу 15 свободно, на шарикоподшипниках, посажены шестерни 16 и 26 , находящиеся в постоянном зацеплении с жестко посаженными на валу 21 шестернями. При вращении вала-шестерни 19 эти шестерни также вращаются. Мощность на вал 15 от шестерни 16 или 26 отбирается через зубчатую муфту 17 , имеющую на этом валу шлицевую посадку.
Привод и управление зубчатой муфтой - гидравлические (механизм на рисунке отсоединен от картера коробки передач). При движении поршня 7 , находящегося в гидроцилиндре 6 , вправо или влево соответственно перемещается рычаг 5 и через валик 10 передвигает вилку 12 , шарнирно соединенную с зубчатой муфтой 17 .
Вал 15 с карданным валом заднего моста соединен непосредственно шарнирно. Мощность от вала 15 к карданному валу переднего моста отбирается через зубчатую муфту 14 . При включении первой передачи зубчатая муфта 17 соединяет шестерню 16 с выходным валом и одновременно плунжер перемещает зубчатую муфту 14 влево и включает передний мост.
При включении второй передачи зубчатая муфта 17 соединяет с выходным валом шестерню 26 . Одновременно плунжер 13 перемещает муфту 14 и отключает передний мост.
Для предотвращения включения электродвигателя механизма передвижения при невключенной передаче предусмотрена электрическая блокировка конечными выключателями 4 .


Коробка передач крана КС-5363

Задний мост крана КС-5363 автомобильного типа; его основу составляет литой картер 21 с прикрепленными к нему цапфами. Картер жестко присоединен к неповоротной раме болтами.
На цапфах картера смонтированы на конических роликоподшипниках 10 ступицы 4 и 13 . На ступицах 13 крепят ободы 1 с шинами 31 .
Колеса получают вращение от главной передачи 23 через полуоси 32 .
Ходовые колеса заднего моста снабжены колодочными тормозами, шкивы 26 тормозов закреплены на ступицах 13 ходовых колес, а тормозные колодки 15 смонтированы на кронштейнах, приваренных к цапфам картера 21 .
Торможение колес осуществляется от пневмоцилиндра 20 через рычаг 18 и кулак 16 (при повороте кулака влево колодки расходятся и накладками 17 прижимаются к внутренней стороне шкива 26 ).
К картеру 27 на шпильках крепят корпус 25 главной передачи.


Задний мост крана КС-5363

На рисунке внизу показан колодочный тормоз и его крепление на кране к картеру 2 заднего моста.
Тормозной шкив 16 крепят болтами 26 и штифтами 27 к валу главной передачи 25 .
Тормозные колодки 14 вместе с рычагами 13 шарнирно крепят к картеру 2 . Тормоз включается с помощью гидроцилиндра 23 , размыкается с помощью пружин 4 и 11 . Зазор между шкивом 16 и тормозными колодками 14 при разомкнутом тормозе регулируется болтом 10 .


Задний стояночный тормоз крана КС-5363

Главная передача включает в себя коническую шестеренную передачу 13 - 21 , цилиндрическую шестеренную передачу 22 - 10 , дифференциал 8 - полуось 1 .
Шестерня 13 через втулку 14 опирается на конические подшипники 12 и 20 .
Шестерни 21 и 22 сидят на общем валу, опирающемся на конические подшипники 23 . Подшипники заключены в стакане 24 , впрессованном в корпус 25 главной передачи.
Дифференциал заключен в чашу 6 , опирающуюся на подшипники 3 . Дифференциал включает в себя полуосевые шестерни 5 и шестерни-сателлиты, свободно сидящие на крестовине 7 , вмонтированной в дифференциальную чашу.
При вращении шестерни 10 вращение получают дифференциальная чаша и крестовина, а следовательно, и сидящие на ней шестерни-сателлиты дифференциала 8 . Они находятся в зацеплении с полуосевой шестерней 5 , имеющей шлицевую посадку на полуоси 1 . Благодаря этому вращаются шестерни 5 и полуоси 1 .
Дифференциал позволяет полуосям вращаться с различной частотой, что обеспечивает передвижение крана по кривым. При прямолинейном движении крана шестерни-сателлиты не вращаются вокруг собственной оси. На повороте внутренний радиус крана меньше внешнего радиуса, поэтому внутреннее колесо проходит меньший путь по сравнению с внешним. Соответственно частота его вращения должна быть ниже частоты вращения внешнего колеса. В этом случае шестерня-сателлит начинает вращаться вокруг собственной оси и сообщает при этом дополнительную частоту вращения полуосевой шестерне 5. Соответственно скорость пневмоколеса, соединенного с этой полуосью, увеличивается.


Передний мост крана также автомобильного типа. Главная передача переднего моста такая же, как и заднего. В отличие от заднего моста передний является управляемым. Это и вызвало некоторые отличительные конструктивные особенности. К ним относится прежде всего использование поворотного кулака 5 , обеспечивающего поворот колес в горизонтальном направлении и перемещение в вертикальном.
Механизм поворота приводится в действие от гидроцилиндров 10 через их штоки 8 .
Так как цапфа 2 может перемещаться относительно картера, то используют составные полуоси (наружную и внутреннюю) с шарнирным соединением. Конструкция шарнира видна на рисунке. В месте соединения полуосей 1 на их сопряженных концах выполнены специальные оголовки с цилиндрической расточкой под кулак 3 шарнира. В кулаке сделана выточка под диск 4 шарнира. Такая конструкция шарнира позволяет передавать крутящий момент колесам через полуоси при их взаимном пересечении под различными углами в заданных пределах.
Наружные ходовые колеса переднего моста не являются ведущими; они установлены на бронзовых втулках и свободно вращаются относительно внутренних ходовых колес.
В тяжелых дорожных условиях наружные колеса соединяются с внутренними поводками, которые устанавливают на фланцах колеса и фиксируются болтами. Это уменьшает сопротивление качению при прохождении крана по криволинейным участкам пути.


Передний мост крана КС-5363

Приспособление для буксирования крана в прицепе с тягачом смонтировано на проушине ходового устройства и состоит из дышла 9 , тяги 2 , штыря 13 и пружины 12 . Для монтажа приспособления к неповоротной раме крана приварен специальный кронштейн. К нему шарнирно с помощью оси 5 крепят рычаг 6 , к которому с помощью оси 7 подсоединено дышло 9 . Дышло тягой 2 соединено с поворотным кулаком 4 переднего моста, соединение тяги с поворотным кулаком осуществлено с помощью оси 3 , а с дышлом - с помощью сферического пальца 1 .
Для гашения инерционных нагрузок штырь 13 подсоединен к дышлу 9 через вмонтированную в него пружину 12 .
Разворот колес на кривых осуществляется путем поворота дышла с горизонтальной плоскостью. Для свободного соединения полостей гидроцилиндров разворота колес при транспортировании крана в прицепе с тягачом на неповоротной раме смонтирован вентиль 8 .


Выносные опоры состоят из поворотных рычагов 6 , гидроцилиндров 7 со штоками 9 , пяты 10 или подставок 12 . Для монтажа опор к неповоротной раме 1 приваривают кронштейны. Рычаги 6 выносных опор присоединяют к кронштейнам с помощью осей 5 . На поворотных рычагах выносных опор смонтированы гидроцилиндры 7 с выдвижными штоками 9 . В зависимости от условий работы штоки могут опираться на пяту 10 или подставку 12 . Для равномерного распределения давления на грунт и снижения значений их удельных показателей пяту или подставку опирают на деревянные бруски (подкладки).
С помощью выносных опор неповоротная рама вывешивается на них и приводится в горизонтальное положение. Работой выносных опор управляют с поста 16 с помощью крана управления 15 . Положение гидроцилиндров по высоте, после того как неповоротная рама вывешена и приведена в горизонтальное положение, фиксируется гайками 8 .


Выносные опоры крана КС-5363

Электрооборудование крана с многомоторным приводом постоянного тока КС-5363

Силовая установка крана КС-5363 состоит из дизеля ЯМЗ-236 и двух генераторов постоянного тока напряжением 220 В . Для питания электродвигателей лебедок и механизма передвижения использован электродвигатель ДК-303Б мощностью 50 кВт , выполняющий роль генератора постоянного тока.
Для питания электродвигателя механизма поворота, цепей управления, возбуждения и освещения применен вспомогательный генератор П-62 мощностью 11 кВт . Двигатель механизма поворота может питаться и от главного генератора. В кране использованы электродвигатели постоянного тока кранового типа с повышенной перегрузочной способностью и механической прочностью.
Для работы крана от внешней сети использован электродвигаель А02-72-4 переменного тока на 380 В .
Для пуска дизеля и питания его контрольно-измерительной аппаратуры, а также для питания цепей освещения, сигнализации на кране установлены две аккумуляторные батареи напряжением по 12 В ; батареи подзаряжают от отдельного генератора, вращающегося от дизеля. Эти же батареи питают цепи стоп-сигнала и двух вентиляторов для циркуляции воздуха в кабине машиниста.
Частоту вращения двигателя механизма поворота регулируют резистором. Рабочую частоту вращения остальных электродвигателей регулируют путем изменения напряжения главного генератора, питающего двигатели, в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Механизмами крана управляют с помощью командоконтроллеров.
Для пуска двигателя стреловой лебедки нажимают кнопку и перемещают рукоятку контроллера в положение «Вверх» или «Вниз», что соответствует подъему или опусканию стрелы. Останавливают стрелу переводом рукоятки в нулевое положение и нажатием кнопки «Стоп». Механизмом поворота управляют с помощью командоаппарата и переключателя, воздействующего на вспомогательный генератор.
Для повышения точности наводки элементов при монтажных работах используют главный генератор и командоконтроллер грузовой лебедки. Рукоятку контроллера механизма поворота устанавливают в 5-е положение и затем скорость регулируют контроллером лебедки. Для поворота вправо рукоятку перемещают в положение, соответствующее подъему груза, а для поворота влево - спуску груза. Останавливают механизм, перемещая рукоятки обоих контроллеров в нейтральное положение. Совмещение движений при указанном регулировании скоростей не разрешается.
Механизмом передвижения управляют с помощью тех же аппаратов. Пуск и разгон двигателя производят через кнопку «Пуск» и рукоятку контроллера плавным ее переводом из 1-го (меньшая скорость) и 5-е положение (большая скорость). Движение вперед или назад зависит от направления вращения рукоятки «Вправо» или «Влево».
Чтобы изменить скорость движения с 1-й на 2-ю, надо выполнить следующие операции: рукоятку контроллера установить в нейтральное положение; рукоятку коробки передач поставить на 2-ю скорость; нажать кнопку «Пуск» и плавно повернуть рукоятку контроллера в необходимом направлении.
Для электрического торможения во время движения крана рукоятку контроллера переводят в нейтральное положение и нажимают последовательно первую кнопку - «Тормоз», а затем вторую кнопку и держат ее. Отпустив вторую кнопку, автоматически прекращают торможение крана.
С целью смягчения действия динамического торможения при скорости движения выше 7 км/ч предварительно подтормаживают кран с помощью гидротормоза (тормоза) и только после этого действуют второй кнопкой.
Для кратковременной остановки крана переводят рукоятку контроллера в нейтральное положение, нажимают кнопку «Стоп» и включают тормоз механизма передвижения. В случае длительной остановки используют стояночный тормоз.
Для работы при отрицательной температуре в кабине предусмотрена электропечь и обогреватели лобового стекла.

Кабина и пульт управления краном

Впереди у лобового стекла прикреплена приборная доска, на которой смонтированы амперметры, вольтметры, выключатели, переключатели, термометр и манометр. Слева и справа от доски установлены командоконтроллеры управления механизмами крана, приборы для изменения скорости движения крана и управления разворотом колес. Все указанные приборы и аппараты составляют пульт управления краном.
Кроме того, в кабине предусмотрены электропечь для обогрева при отрицательных температурах, обогреватели, предотвращающие запотевание и обледенение стекол, вентилятор для работы в летнее время года, стеклоочистители. У пульта управления на полу кабины установлено кресло машиниста, высоту и расстояние которого от пульта можно регулировать.
Передняя и боковые стенки кабины частично остеклены, что позволяет вести круговой обзор и наблюдение за рабочим оборудованием, рабочими органами.

Кран оснащен ограничителем грузоподъемности ОГП-1. Для ограничения высоты подъема крюка использован конечный выключатель шпиндельного типа, срабатывающий после поворота вала грузовой лебедки на определенный угол. Выключатель с помощью шестерни соединен с шестерней вала грузовой лебедки. Ограничитель регулируют при смене рабочего оборудования или при замене грузового каната. Для предотвращения запрокидывание стрелы на поворотную платформу на кране установлен телескопический упор.

Грузоподъёмная техника - особый вид специализированного оборудования, без которого крайне сложно представить высокоэффективное проведение запланиованых работ на строительной площадке, в производственном цехе, а в некоторых случаях и проведение поисково-спасательных работ (например, разбор завалов после землятрясений). Само собой разумеется, что для каждой операции по подъему и перемещению груза будет рационально использовать определённый вид подобных устройств. Но, как показала многолетняя практика, довольно часто самым оптимальным вариантом эксплуатации оказывается пневмоколесный кран. О его устройстве и технических особенностях мы и поговорим в данной статье.

Определение

Итак, пневмоколесный кран - это универсальный кран, принадлежащий к типу стреловых и перемещающийся на пневмоколесном шасси. Управление машиной происходит из кабины, расположенной на поворотной части агрегата. Машинист крана перед началом его эксплуатации обязан провести полноценный визуальный осмотр основных деталей и узлов, проверить работу тормозной системы. Делается это с целью обеспечения надлежащего уровня безопасности проведения работ.

Историческая справка

Первый пневмоколесный кран в Советском Союзе был выпущен в уже достаточно далеком от нас 1947 году. Имя первой модели - К-101. Ее грузоподъемность составляла порядка 10 тонн. Машина уже тогда была установлена на трехосное шасси пневмоколесное. В серийное же производство пошел уже кран К-102. Его создали в 1952 году, а выпуск происходил в период 1954-1958 годов. А уже с 1961 года началось производство более мощных кранов К-161, показатель грузоподъемности которых составлял 16 тонн.

На сегодняшний день грузоподъемные машины пневмоколесного типа производятся лишь в Западной Европе, в Германии.

Назначение

Любой самоходный кран, имеющий пневмоколесный ход, создан для обеспечения качественного и быстрого выполнения различных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных операций на объектах, которые находятся относительно друг друга в пространстве на небольших расстояниях.

В момент проведения указанных работ допускается одновременное выполнение:

  • Подъема или опускания груза с подъемом или опусканием самой стрелы.
  • Подъема или опускания рабочей стрелы с поворотом машины в нужную сторону.

Все эти действия благополучно осуществляются благодаря наличию специального оборудования на кране, о котором мы поговорим далее.

Обозначение

Маркировка кранов позволяет определить все важнейшие технические особенности и параметры. В первую очередь мы рассмотрим имеющиеся универсальные индексы «К», «КС».

«К» - это буквенное обозначение, которое в свое время было утверждено Минстройдормашем. выпущенный в свет до 1967 года, будет иметь такой однобуквенный индекс и две-три цифры. Сама по себе буква обозначает, что машина принадлежит к группе кранов, а цифры сигнализируют о показателе грузоподъемности и порядковом номере модели.

Начиная с 1967 года, была введена индексация «КС», что означает «кран самоходный».

После букв всегда следуют четыре цифры, каждая из которых несет определённую информацию. Так, первая цифра означает грузоподъемность:

  • 1 - 4 тонны;
  • 2 - 6,3 тонны;
  • 3 - 10 тонн;
  • 4 - 16 тонн;
  • 5 - 25 тонн;
  • 6 - 40 тонн;
  • 7 - 63 тонны;
  • 8 - 100 тонн;
  • 9 - свыше 100 тонн.

Вторая цифра дает информацию о виде ходового устройства и означает:

  • 1 - устройство гусеничного типа;
  • 2 - устройство уширенное гусеничное;
  • 3 - пневмоколесное;
  • 4 - шасси специальное (автомобильный тип);
  • 5 - шасси грузовой автомашины;
  • 6 - тракторное шасси;
  • 7 - ходовое ;
  • 8 и 9 - резервная.

Третья цифра определяет тип подвеса стрелы, который может быть канатным (обозначается цифрой 6) и жестким (цифра 7).

Четвертая цифра присвоенный номер модификации модели.

Рассмотрим на примере крана КС-7164. Его маркировка расшифровывается так: кран самоходный, имеющий грузоподъемность 63 тонны, на гусеничном ходовом устройстве, снабженный канатным подвесом стрелы, модификация - четвертая.

Техническое строение

Подробное устройство пневмоколесных кранов следует начать рассматривать с принципа расположения силовых установок.

Первая группа - краны, силовая установка которых расположена на поворотной части. В них происходит механическая передача движения непосредственно на ходовое устройство за счет одномоторного дизельного привода и Также энергия может передаваться двигателям ходового устройства с использованием электрического или же дизель-электрического привода. Грузоподъемность таких машин находится в диапазоне от 10 до 100 тонн.

Вторая группа - краны, силовая установка которых смонтирована на ходовом устройстве. В таком случае энергия передается непосредственно на ходовое устройство и поворотную часть от генератора, который, в свою очередь, приводится в действие дизелем. В эту категорию входят грузоподъемные машины МКТ-40, обладающие грузоподъёмностью 40 тонн.

В целом же, любой подобный кран в обязательном порядке будет иметь механизм подъема и механизм передвижения, каждый из которых будет состоять из различных узлов и деталей.

Наиболее часто используемая модель

КС-5363 - кран дизель-электрический. В нем эксплуатируется привод многомоторного типа, работающий на постоянном токе. Питание энергией происходит от расположенной на агрегате силовой установки. Машина может использовать двухканатный грейфер, снабженный ковшом с ёмкостью 2 куб. м.

Этот кран (25 тонн - показатель грузоподъемности его основного механизма подъема) укомплектован еще и вспомогательным механизмом подъема, который обслуживает грузы с весом до пяти тонн.

Все исполнительные органы машины имеют достаточно широкий диапазон регулировки скоростей, которая осуществляется по системе генератор-двигатель. В момент передвижения допускается поворот платформы крана, если на нем не закреплен какой-либо груз.

Управление краном и особенности его конструкции

КС-5363 управляется тремя мощными системами: механической, электрической и гидравлической. Приведение в действие требуемого механизма осуществляется с пульта путем нажатия кнопок, а также парой командоконтроллеров.

Переключение коробки передач, регулировка выноса опор, поворот колес, блокировка дифференциала - все это производится за счет активации насосной гидросистемы, работающей на основе энергии сжатой жидкости. Блокировка опоры, управление ими производится с пульта, расположенного на ходовом устройстве, а все остальные механизмы контролируются из кабины водителя (машиниста).

Лебедка главного подъема в составе своей имеет:

  • электродвигатель;
  • трёхступенчатый редуктор;
  • зубчатую муфту, предотвращающую перегрузку вала;
  • колодочный тормоз с короткоходовым магнитом;
  • барабан с зубчатым венцом.

Кабина машины

Внутри кабины крана на передней части достаточно большого лобового стекла расположена приборная доска. На ней установлены различные амперметры, вольтметры, переключатели, выключатели, манометр и термометр. По обе стороны от доски смонтированы командоконтроллеры, управляющие механизмами, а также приборы для регулировки скорости перемещения машины и управляющие разворотом колес.

Помимо этого, в кабине установлена электрическая печка для обогрева в холодное время года, обогреватели, полностью исключающие вероятность обледенения стекол и их запотевание, вентилятор для охлаждения машиниста в летний период, стеклоочистители. Сам же оператор крана сидит в кресле, высоту расположения которого можно при необходимости регулировать.

Перемещение к месту работы

Буксировка крана происходит с помощью специального тягача на скорости не выше 20 км/час. Если же предстоит транспортировать пневмоколесный кран по железнодорожному полотну, то в таком случае с него снимают все колеса и стрелу, а саму машину устанавливают на шестидесятитонную железнодорожную платформу.

Цифровые данные

В целом, пневмоколесные краны, технические характеристики которых будут указаны ниже в таблице, характеризуются превосходным сочетанием цены и качества. Многолетняя практика показала, что деньги, вложенные в покупку таких машин, достаточно быстро возвращаются. В условиях современности большой популярностью в потребительской среде пользуется кран пневмоколесный Volvo, что объясняется его оптимальными эксплуатационными показателями, надежностью и ремонтопригодностью. Настоящее немецкое качество получило любовь и признание пользователей вполне заслуженно.

Таблица - Технические показатели КС-5363
Грузоподъемность, т
на опорах:
при мимнимальном вылете крюка 25
3,3/4
без опор:
при минимальном вылете крюка 7,5
при максимальном вылете крюка 2,1/2
Наименьший вылет крюка,м 2,5
Наибольший вылет крюка, м 13,8
Наименьшая высота подъема крюка, м 16,3
Наибольшая высота подъема крюка,м 6,4
Скорость подъема основного крюка, м/мин 7,5/9
Скорость опускания основного крюка, м/мин 0,7-9
Самоходная скорость передвижения крана, км/час 3;20
324
174
Минимальный радиус поворота,м 10,3
Марка двигателя ЯМЗ-М204А
Мощность двигателя, л.с 180
Мощность электрических двигателей, кВт 166
Колея задних колес,м 2,4
Масса всего крана, т 33
Масса противовеса (входит в общую), т 4

Марки пневмоколесных кранов

Помимо вышеуказанного индекса «К», существует также маркировка:

  1. «МКП» - монтажный пневмоколесный кран.
  2. «МКТ» - кран монтажный на базе тягача. В его обозначении после дефиса указывается грузоподъемность в тоннах. Например, МКТ-63.
  3. «МКТТ» - монтажный кран с телескопической стрелой на базе тягача. Здесь также цифры сигнализируют о грузоподъемности.

Устройство и характеристики пневмоколесных кранов


Пневмоколесные краны по принципу расположения силовых установок и их количеству разделяются на три группы.

Краны с силовой установкой на поворотной части - с механической передачей движения на ходовое устройство при одномоторном дизельном приводе с помощью зубчатых передач или с передачей энергии двигателям ходового устройства при электрическом или дизель-электрическом приводе крана. Грузоподъемность кранов с силовой установкой на поворотной части от 10 до 100 т- 10 (12); 16; 25; 40; 63 (50) и 100 т.

Краны с силовой установкой на ходовом устройстве - с передачей энергии на поворотную часть и ходовое устройство от генератора, приводимого в движение дизелем силовой установки. Краны такого типа представлены кранами МКТ-40 грузоподъемностью 40 т.

Пневмоколесные краны выпускают двух типов, которые различаются конструктивным решением сборочных единиц и механизмов.

Универсальные экскаваторы-краны со сменным крановым оборудованием грузоподъемностью от 5 до 10 т представлены одной моделью ЭО-ЗЗПВ. Эти краны применяют ограниченно, в основном на погрузочно-разгрузочных работах и при выполнении работ на рассредоточенных небольших объектах.

Стреловые самоходные пневмоколесные краны (на специальном шасси с силовой установкой на поворотной платформе) применяют на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах.

Краны грузоподъемностью 10-16 т. В эту группу входят краны КС-4361А и КС-4362 грузоподъемностью 16 т. Изображенный

на рис. 145 кран КС-4361А - дизельный одномоторный с турботранс-форматором. В комплект рабочего оборудования входят основная стрела длиной 10 м, крюк грузоподъемностью 16 т и грейфер емкостью 1,5 м3, навешиваемый на 10- и 15-метровые стрелы. Сменным оборудованием являются удлиненные стрелы длиной 15, 20 и 25 м, получаемые

Рис. 145. Пневмоколесный кран КС-4361А

из основной стрелы путем вставки 5-метровых секций, и неуправляемый гусек длиной 6 м. Стрела снабжена ограничителем, предохраняющим ее от запрокидывания на платформу при работе на минимальном вылете.

На кране применена смешанная система управления - пневмогид-равлическая. Валы лебедок и реверса, а также барабаны включаются с помощью пневмокамерных муфт; направление движения механизмов поворота и передвижения крана изменяется реверсивным механизмом и коническими передачами. Включение реверсивного механизма предусмотрено также пневмокамерными муфтами.

Рабочие скорости крана регулируются в широких пределах с помощью турботрансформатора, питаемого от гидросистемы крана.

Ходовое устройство крана оборудовано выносными опорами с винтовыми домкратами, имеющими на концах небольшие башмаки.

По площадке кран может перемещаться своим ходом, в том числе с грузом на крюке со скоростью до 3 км/ч. Движение с грузом на крюке разрешается по площадке при стреле 10-15 м, направленной вдоль продольной оси крана.

На большие расстояния по автодорогам кран транспортируют на буксире к тягачу с помощью сцепного устройства. В процессе перебазирования крана коробку передач устанавливают в нейтральное положение, цилиндры разворота колес отключают, снимают карданный вал одного из мостов. Скорость движения на буксире не должна превышать 20 км/ч, а на уклонах и поворотах скорость следует уменьшать до 3 км/ч.

По железной дороге кран перевозят на четырехосной платформе. До погрузки крана на платформу снимают все пневмоколеса, разъединяют секции стрелы, укладывая верхнюю секцию на нижнюю. Кран грузят на платформу с помощью монтажного крана грузоподъемностью 25 т. При наличии сменных секций стрелы их укладывают на вторую платформу.

Кран КС-4362 - дизель-электрический на переменном токе, грузоподъемностью 16 т, оснащен основным и вспомогательным крюками. При грузоподъемности до 8 т кран работает без выносных опор.

При использовании на погрузочных работах с сыпучими грузами кран оснащен двухканатным грейфером емкостью 0,65 м3. На кране применен привод с питанием энергией от собственной силовой установки.

Грузовая лебедка основного подъема и лебедка вспомогательного подъема оснащены электродвигателями с фазовым ротором; стреловая лебедка имеет короткозамкнутый электродвигатель.

Поворотная часть крана опирается на ходовое устройство через двухрядный шариковый круг. Механизм поворота оснащен электродвигателем с фазовым ротором. Ходовые устройства кранов КС-4362 и КС-4361А унифицированы. Обе оси приводные, передняя балансир-ная ось при работе без выносных опор выключается с помощью винтовых стабилизаторов. Разворот управляемых передних колес осуществляется гидроцилиндрами, жидкость в которые подается от шестеренного насоса НШ-32Л.

Механизм передвижения крана оборудован короткозамкнутый двухскоростным электродвигателем и электромагнитной муфтой, обеспечивающей плавный разгон, остановку и регулирование скорости.

Механизмами управляют с помощью кнопок и контроллеров. Кран оснащен основной стрелой 12,5 м и удлиненными 17,5 и 22,5 м, на которые можно устанавливать гусек длиной 4 м; предусмотрено башенно-стреловое оборудование (башни 11,6; 16,6 м и маневровый гусек 10 м).

При транспортировании крана по железной дороге его частично разбирают и снимают стрелу. Кран буксируют по дорогам с помощью автомобиля МАЗ-500А,

Краны грузоподъемностью 20 - 25 т. Пневмоколесные краны этой группы достаточно распространены в строительстве. По мобильности и маневренности, а также по техническим характеристикам они отвечают требованиям производства монтажных и погрузочно-разгру-зочных работ. Краны могут работать и на площадках укрупнительнои сборки. К этой группе относятся краны КС-5363 и МКП-25А.

Рис. 146. Пневмоколесный кран КС-5363:
1 - ходовая тележка, 2 - поворотная платформа, 3 - капот, 4 - двуногая стойка, 5 - стреловой полиспаст, 6 - гусек, 7 - вспомогательный крюк, 8 - основной крюк, 9 - кабина управления, 10 - выносная опора

Кран КС-5363 (рис. 146) - дизель-электрический грузоподъемностью 25 т, оснащен 25- и 5-тонными крюками механизмов основного и вспомогательного подъема. На кране может быть использован двух-канатный грейфер с ковшом емкостью 2 м3.

На кране применен многомоторный привод постоянного тока с питанием энергией от собственной силовой установки.

Скорости исполнительных механизмов регулируют по системе генератор - двигатель (Г - Д) изменением напряжения главного генератора, питающего двигатели. При передвижении крана без груза платформу разрешается поворачивать. Кран имеет широкий диапазон скоростей всех механизмов, в том числе механизма передвижения в рабочем и транспортном положениях.

Механизмами крана управляют с помощью смешанной системы: гидравлической, электрической и механической.

Основными механизмами управляют с пульта кнопками и двумя командоконтроллерами. Для переключения коробки передач, управления выносными опорами, поворотом колес, тормозами механизма передвижения и блокировкой дифференциала предусмотрена насосная гидравлическая система. Опорами и блокировкой управляют с пульта, закрепленного на ходовом устройстве, а остальными механизмами - из кабины машиниста.

Гидравлическая система включает в себя шестеренный насос НШ-32Э производительностью 35 л/мин при давлении 10,5 МПа.

Лебедки крана оснащены канатоукладчиками и шпиндельными конечными выключателями. Основную стрелу 15 м удлиняют с помощью вставок длиной 5 и 10 м до 20; 25 и 30 м. На этих стрелах можно монтировать гуськи 8 и 15 м. Кран оснащают башенно-стреловым оборудованием.

Ходовое устройство состоит из двух приводных мостов. Колеса обоих мостов сдвоенные, размером 14,00-20. Ходовое устройство оборудовано выносными гидроопорами, но кран может работать и без них с меньшей грузоподъемностью. Специальные приставки к опорам позволяют изменять базу с 4,2 до 5 м. Кран можно буксировать в прицепе к тягачу с помощью сцепного устройства со скоростью до 20 км/ч.

По железной дороге кран транспортируют со снятыми колесами, без стрелы - на 60-тонной четырехосной железнодорожной платформе. Для погрузки крана на платформу применяют другой кран грузоподъемностью 20-25 т.

Кран МКП-25А - дизель-электрический грузоподъемностью 25 т, оснащен 25- и 3-тонными крюками механизмов основного и вспомогательного подъема. На кране применен многомоторный привод переменного тока, который позволяет осуществлять питание двигателей от внешней сети напряжением 380 В с помощью кольцевого токоприемника и гибкого кабеля.

Грузовая лебедка - многоскоростная типовая, оборудована двумя крановыми электродвигателями. Лебедка обеспечивает получение двух скоростей подъема и трех скоростей опускания, в том числе посадочную. Управление лебедкой осуществляется с помощью командокон-троллера, контакторов и ножного выключателя.

Стреловая лебедка управляется кнопками через контактор, механизм передвижения - командоконтроллером.

Кран оснащен основной стрелой длиной 12,5 м, которая с помощью двух секций длиной по 10 м удлиняется до 22,5 и 32,5 м. Стрела имеет Г-образный наголовник, на который можно устанавливать 5-метровый неуправляемый гусек.

Ходовое устройство состоит из двух ведущих мостов, каждый из которых оснащен двумя сдвоенными пневмоколесами (размер шин 14,00-20). Все колеса поворотные, что позволяет получать радиус закругления по внешнему колесу 7,7 м. Кран имеет две скорости движения. Переключение скоростей производится машинистом без остановки крана.

Кран можно буксировать в прицепе к тягачу с помощью сцепного устройства. Транспортируют кран по железной дороге со снятыми колесами на четырехосной платформе.

Рис. 147. Пневмоколесный кран К.С-6362:
1 - ведущий мост, 2 - капот, 3 - кабина управления, 4 - стрела, 5 - выносная опора

Краны грузоподъемностью 30-40 т. Краны указанных типоразмеров представлены двумя принципиально различными конструктивными схемами: краном КС-6362 и краном МКТ-40 с силовой установкой на ходовом устройстве одноосного пневмоколесного тягача.

Кран КС-6362 (рис. 147) - дизель-электрический грузоподъемностью 40 т, многомоторный на постоянном токе, работает по системе генератор - двигатель. Имеет основную 15-метровую стрелу, которая удлиняется до 35 м, и крюки: основной 40-тонный и вспомогательный 3-тонный. На стрелу длиной до 35 м могут быть установлены неуправляемые гуськи длиной 8 и 12 м, а на стрелы 25-35 м - управляемые гуськи длиной 16 и 20 м. Кран может работать с грейфером, емкость ковша которого составляет 2 м3.

Кран может питаться через токоприемник от внешней электрической сети, ток которой поступает в электродвигатель трехфазного тока, соединенный с генератором постоянного тока. Управление механизмами крана осуществляется с помощью командо-контроллеров.

Ходовое устройство крана включает в себя три ведущих оси, две из которых соединены в балансирную тележку, и механизм передвижения. Колеса передней оси поворачиваются с помощью гидроцилиндров. Ходовая рама оснащена гидравлическими выносными опорами.

Кран может перемещаться с минимальной скоростью и работать без опор с грузом массой до 20 т на стреле, направленной вдоль продольной оси.

Рис. 148. Пневмоколесный кран МКТ-40:
а - рабочее положение, б - транспортное положение; 1- основной и вспомогательный крюки, 2- кабина управления, 3 - полуприцеп, 4 - выносная опора, 5 - одноосный тягач, 6’ - стойка для стрелы, 7 - капот. 8 - двуногая стойка

На короткие расстояния кран перемещается самоходом, на большие расстояния его транспортируют по автодорогам на буксире к тягачу КРАЗ-257. По железной дороге кран транспортируют, частично разобрав, со снятой стрелой. Кран с дополнительным оборудованием размещают на двух четырехосных платформах. Кран МКТ-40 (рис. 148) - дизель-электрический, многомоторный на переменном токе, грузоподъемностью 40 т, оснащен 40- и 8-тонными крюками. Основная стрела длиной 15 м с наголовником с помощью сменных секций может быть удлинена до 27,5 м.

На стрелы 20,5 и 27,5 м устанавливают гуськи - неуправляемый длиной 7 м или управляемый длиной 12 м.

Кран приводится в движение от дизеля тягача, вращающего через коробку отбора мощности генератор трехфазного тока. От генератора электрический ток поступает к двигателям исполнительных механизмов. Эти двигатели через кольцевой токоприемник могут работать от внешней электросети.

Передняя часть ходовой рамы соединяется с седельным устройством одноосного тягача МОАЗ-546П, а задняя часть опирается на ведущий мост. Привод моста осуществляется от электродвигателя, включаемого из кабины тягача при маневрировании на монтажной площадке и движении по тяжелым дорогам со скоростью до 4,5 км/ч. Кран оборудован выносными гидравлическими опорами, управляемыми с земли.

В лебедках основного и вспомогательного подъема предусмотрено получение посадочных скоростей путем электромеханического подтор-маживания их двигателей через включенный в цепь ротора двигатель гидротолкателя колодочного тормоза. Вылет управляемого гуська изменяется лебедкой вспомогательного подъема, с которой на этот период крюк снимается.

Механизмами крана, за исключением механизма передвижения, управляют с помощью контроллеров. Для увеличения маневренности крана тягач с помощью гидроцилиндров может разворачиваться относительно полуприцепной части крана под углом 90° в каждую сторону. Кран перемещается с грузом 11 т на стреле, направленной назад по продольной оси.

Краны грузоподъемностью 60 т. Краны этой группы представлены моделью КС-7362.

Кран КС-7362 - дизель-электрический на постоянном токе, грузоподъемностью 63 т, оснащен двумя крюками. Привод механизмов решен по системе генератор - двигатель с возможностью питания от внешней электросети через сетевой электродвигатель переменного тока, соединяемый с генератором крана. Для питания от внешней сети на кране предусмотрен гибкий кабель длиной 50 м, который навивается при транспортировании на барабан.

Кран оборудован основной стрелой 15 м, которая с помощью сменных секций может быть удлинена до 20; 25; 30; 35 и 40 м. На стрелы устанавливают неуправляемый гусек длиной 15 м. На кране предусмотрено башенно-стреловое оборудование: башни высотой 20- 40 м, управляемые гуськи длиной 10; 15; 20 и 25 м. При работе со стрелой 15 м применяют два противовеса массой 5,7 и 18,5 т. При удлиненных стрелах и башенно-стреловом оборудовании используют только увеличенный противовес.

Ходовое устройство крана имеет четыре оси с двумя ведущими мостами с жесткой балансирной подвеской, из них две оси -управляемые. Ведущие оси имеют спаренные колеса, управляемые - одинарные. Кран может перемещаться с грузом на крюке. Для управления механизмами применена смешанная электрогидравлическая система. Кран оснащен буксирным устройством для транспортирования с помощью тягача МАЗ-537. На железнодорожную платформу поворотная часть в сборе массой 50 т устанавливается методом самопогрузки с помощью выносных опор, опирающихся на шпальные клетки. Для разгрузки применяют кран грузоподъемностью 63 т.

В табл. 12 приведены технические характеристики пневмоколесных кранов.

Таблица 12.
Грузоподъемность стреловых кранов при движении и преодолеваемый угол подъема в пути в транспортном положении

В табл. 13 содержатся сводные данные о грузоподъемности стреловых кранов при движении и преодолеваемый угол подъема. Грузоподъемность кранов указана на стреле, расположенной вдоль продольной оси.

Краны в исполнении для холодного климата. Конструкция стреловых самоходных кранов, их сборочных единиц и механизмов и других строительных машин, работающих в условиях низких отрицательных температур, должна соответствовать ГОСТ 14892-69 «Машины, приборы и другие технические изделия, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным климатом. Общие технические требования». В этих условиях краны должны обладать нормальной работоспособностью. Комплекс конструктивно-технологических мероприятий, обеспечивающих работу кранов при низких температурах, в основном сводится к следующему.

Несущие элементы металлоконструкций изготовляют из низколегированной стали, а валы, оси, шестерни механизмов кранов - из высококачественной конструкционной или легированной стали. Все сварные детали выполняют в соответствии со специальными техническими требованиями к сварным конструкциям, работающим при низких температурах.

Таблица 13.
Технические характеристики пнезмоколесных кранов



Система запуска дизеля оборудована дополнительными аккумуляторами, расположенными в утепленном отсеке рамы, а также предпусковым подогревателем.

Резинотехнические изделия и шины (в колесных кранах) применяют в морозостойком исполнении из специальных сортов резины.

Все основные комплектующие изделия, используемые на кранах, поставляют в исполнении ХЛ.

Пневмосистему крана оборудуют масловлагоотделителем с автоматическим сбросом конденсата и адсорбционным блоком осушки воздуха, что предотвращает появление и замерзание конденсата.

Кабину управления дополнительно утепляют и обогревают от электропечей (в кранах с электрическим и дизель-электрическим приводом), а также с помощью воздушного отопителя независимого действия. Для предотвращения обмерзания стекол предусматривают двойное остекление и электрический (или обдув теплым воздухом) обогрев стекол. Машинное отделение кранов с кабиной отепляют с помощью специальных съемных щитов, закрепляемых на стенках.

Для работы в условиях полярной ночи, а также сильных буранов и снегопадов устанавливают дополнительные фары.

Системы смазывания и гидроаппаратура рассчитаны на работу при низких температурах. Все краны, предназначенные для работы в районах с холодным климатом, созданы на базе кранов общего назначения и имеют, за исключением указанных выше особенностей, одинаковые с ними кинематические и конструктивные схемы.

В настоящее время выпускают следующие модели стреловых самоходных кранов, предназначаемых для районов с холодным климатом: гусеничные экскаваторы-краны Э-652Б-ХЛ; ЭО-5111 АС; ЭО-6112БС; Э-2505 Э-2505СА-1- пневмоколесные краны КС-5363ХЛ; КС-6362ХЛ; КС-7362ХЛ.

К атегория: - Общее описание и технические характеристики

Семейство кранов КС-5363 создано специализированным конструкторским бюро, располагавшимся в Одессе и специализировавшимся на разработке тяжелой грузоподъемной техники. Машины серийно выпускались с 1971 года, поставлялись для гражданских и военных целей.

Устройство

Для привода механизмов стрелы и ходовой части крана используется электрический механизм. Источниками электроэнергии являются бортовой генератор или внешняя 3-фазная электрическая сеть переменного тока с напряжением 380 В. От внешнего питания работает специальный электромотор, который через систему ремней и шкивов вращает бортовые генераторы. Выработанный постоянный ток имеет напряжение 220 В.

Электрическая установка включает в себя основной генератор мощностью 50 кВт и дополнительный узел, развивающий мощность 14 кВт. От основной сети питаются электродвигатели движения и привода лебедок. Вспомогательная сеть используется для разворота башни крана и работы системы управления. Главный генератор подключен к двигателю через сцепление, вспомогательный — работает от ременной передачи, приводной шкив выполнен на внешней части муфты сцепления.

Для привода генератора применяется силовая установка, состоящая из 4-цилиндрового 2-тактного 180-сильного дизеля ЯМЗ-А204М, оснащенного механическим нагнетателем. В поздних версиях крана стал применяться 4-тактный атмосферный дизельный двигатель ЯМЗ-236М. Оба мотора оснащались автоматическим сцеплением центробежного типа.


Кабина управления изготовлена из стального листа, оснащена системой подачи свежего или подогретого воздуха. Для отопления применяется электрический нагреватель. Стенки кабины обшиты листами для защиты от шума и вибраций. Тип материала и толщина слоя зависят от модификации машины. Управление краном выполняется при помощи клавиш и 2 командных контроллеров. Перед машинистом установлен приборный щиток. Рабочее место оператора регулируется по 2 направлениям. На версии 5363ХЛ в кабине установлены дополнительные обогреватели стекол.

Пневмоколесный кран КС-5363 базируется на полноприводной ходовой части, включающей в себя 2 моста. На ступицах размещены сдвоенные колеса с шинами размером 14,00*20. Внешние колеса на переднем мосту установлены на специальной втулке и не являются ведущими. В сложных дорожных условиях внешние колеса соединяются с внутренними. Мосты установлены на сварной раме балочной схемы. Передний мост не оснащен подвеской, задний имеет балансирную опору.

Смотрите » Устройство и области применения мостовых магнитных кранов

Для повышения устойчивости шасси оснащено выносными гидравлическими опорами. Допускается работа машины без установки опор, но с ограничениями по весу перемещаемых грузов. Возможна установка удлинительных приставок, увеличивающих длину выноса опоры.


В состав трансмиссии входит электродвигатель и 2-скоростная механическая коробка передач. Выходной вал связан с редукторами мостов карданными валами. Каждый мост оснащен дифференциальным механизмом унифицированной конструкции. Передний мост крана оснащен поворотными кулаками и применяется для изменения направления движения. Рулевое управление состоит из гидравлических цилиндров, поворот колеса выполняется движением штока. При установке буксирного приспособления поворотные колеса управляются поворотом дышла.

Тормозные механизмы барабанного типа, оснащены пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является поршневой компрессор, расположенный на силовой установке.

Перемещение техники между строительными площадками выполняется следующими методами:

  • на жесткой сцепке по дорогам общего пользования (скорость движения до 20 км/ч);
  • по железной дороге в частично разобранном виде (без колес и стрелы).

Технические характеристики

На момент создания краны серии КС-5363 по своим техническим характеристикам не уступали иностранной технике. Широкая унификация узлов и дублированный силовой привод позволяют вести работу в городских условиях, а также в открытом поле или в карьере. Для обеспечения безопасности работы установлен ограничитель, не позволяющий начинать работу с перегрузкой.

Параметры машины:

  • грузоподъемность крана в движении — 14 т;
  • грузоподъемность максимальная — до 36-40 т (зависит от модификации);
  • масса — 33 т;
  • длина машины в транспортировочном состоянии — 20,3 м;
  • ширина транспортировочная — 3,29 м;
  • ширина с вынесенными опорами — 4,2 м
  • высота (без учета стрелы) — 3,9 м.

Модификации

Завод Январец выпускал следующие варианты техники:


Cхема

Схема крана построена на использовании решетчатой стрелы с шарнирным узлом, установленным на поворотной платформе. Для обеспечения прочности установлены раскосы, изготовленные из уголкового стального профиля. Стандартная стрела имеет длину 15 м, но конструкция позволяет установить удлинительные секции длиной по 5 или 10 м, доводящие вылет до 30 м. На поздних машинах используются короткие вставки, регулирующие длину стрелы в пределах 15-32,5 м. Установка стрелы в рабочее положение выполняется без помощи дополнительного оборудования.

На верхней части стрелы возможен монтаж управляемого или неподвижного гуська.

По специальному заказу для крана поставлялся комплект башенно-стреловой оснастки. В состав набора входил управляемый гусек с увеличенной длиной, которая зависела от размера стрелы. Точки соединения узлов оснащены пальцами, обеспечивающими быструю переналадку конструкции и надежную фиксацию. Еще одним видом оснащения является 2-канатный грейфер, предназначенный для перемещения сыпучего груза. Объем стандартного ковша — 2 м³, возможно использование узлов с уменьшенной вместимостью.

Самоходный полноповоротный одномоторный дизельный подъёмный кран КС-4361 максимальной грузоподъёмностью 16 тонн предназначен для строительных и погрузочных работ со штучными и сыпучими грузами на строительных площадках, складах.

В комплект рабочего оборудования входят основная решетчатая шарнирно-складывающаяся стрела длиной 10 м, крюк грузоподъемностью 16 тонн и грейфер емкостью 1,5 м 3 , навешиваемый на 10- и 15-метровые стрелы. Сменным оборудованием являются удлиненные стрелы длиной 15, 20 и 25 м, получаемые из основной стрелы путем вставки 5-метровых секций, и неуправляемый гусек длиной 6 м. Стрела снабжена ограничителем, предохраняющим ее от запрокидывания на платформу при работе на минимальном вылете.

На кране применена смешанная система управления - пневмогидравлическая . Валы лебедок и реверса, а также барабаны включаются с помощью пневмокамерных муфт; направление движения механизмов поворота и передвижения крана изменяется реверсивным механизмом и коническими передачами. Включение реверсивного механизма предусмотрено также пневмокамерными муфтами. Рабочие скорости крана регулируются в широких пределах с помощью гидротрансформатора, питаемого от гидросистемы крана.

Ходовое устройство крана оборудовано выносными опорами с винтовыми домкратами, имеющими на концах небольшие башмаки.

По площадке кран может перемещаться своим ходом, в том числе с грузом на крюке со скоростью до 3 км/ч. Движение с грузом на крюке разрешается по площадке при стреле 10 - 15 м, направленной вдоль продольной оси крана.

На большие расстояния по автодорогам кран транспортируют на буксире к тягачу с помощью сцепного устройства. В процессе перебазирования крана коробку передач устанавливают в нейтральное положение, цилиндры разворота колес отключают, снимают карданный вал одного из мостов. Скорость движения на буксире не должна превышать 20 км/ч, а на уклонах и поворотах скорость следует уменьшать до 3 км/ч.

По железной дороге кран перевозят на четырехосной платформе. До погрузки крана на платформу снимают все пневмоколеса, разъединяют секции стрелы, укладывая верхнюю секцию на нижнюю. Кран грузят на платформу с помощью монтажного крана грузоподъемностью 25 тонн. При наличии сменных секций стрелы их укладывают на вторую платформу.

Справка:

Кран КС-4361 имеет улучшенную модификацию - модель КС-4361А с измененным дизайном кузова и кабины машиниста.

В настоящее время кран не производится.



Технические характеристики крана echo $name; ?>
Грузоподъемность максимальная, т
на опорах 16
без опор на колёсах и в движении* 9
Двигатель СМД-14А
Мощность двигателя, л.с. 75
Высота подъема крюка, м
с основной стрелой 10
с полным стреловым оборудованием 25
с дополнительным оборудованием (удлинитель + гусек) 30
Скорость подъема (регулирование бесступенчатое) груза, м/мин
при стреле длиной 10,5 м 0…20
при стреле длиной 15,5 м 0…35
при стреле длиной 20,5 и 25.5м 0…50
Скорость вращения поворотной части, об/мин 0,4…2,8
Наибольшая скорость передвижения, км/час
с грузом на крюке 3
самоходом без груза 18
Наименьший радиус поворота, м 12,1
Преодолеваемый угол подъема пути (без груза) 12°
Допустимый скоростной напор ветра, кгс/м 2 15
Конструктивная масса крана, т 23
при работе крана 8 350
при передвижении крана со стрелой 10,5 м 3 950
передние 22 340
задние 19 040
Габаритные размеры, мм:
длина 14 500
ширина 3 150
высота 3 900

*Грузоподъемность в движении указана при стреле, расположенной вдоль оси крана.